Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Высочанской О.Ю., судей Горбуновой О.А., Швецова К.И.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.
при секретаре Бородкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 06 июня 2012 года дело по апелляционным жалобам Правительства Пермского края и администрации Бардымского муниципального района на решение Бардымского районного суда Пермского края от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
"обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда во внеочередном порядке по договору социального найма Мустакимовой Г.С., на семью из двух человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 42 кв.м., благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., заключение прокурора, полагавшего оставить апелляционные жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бардымского района в интересах Мустакимовой Г.С. обратился в суд с иском к администрации Бардымского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу во внеочередном порядке по договору социального найма. Требования мотивировал тем, что истица является лицом из числа детей-сирот, своего жилья не имеет. В дальнейшем прокурор требования уточнил, просил предоставить истице жилье общей площадью не менее 42 кв.метров с учетом родившегося у истицы дата сына Э..
В судебном заседании прокурор и истица на иске настаивали. Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представитель третьего лица администрации Печменского сельского поселения не возражал против удовлетворения иска, представитель третьего лица Правительства Пермского края участия в судебном заседании не принимал, представив отзыв, в котором возражал против иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым, администрация Бардымского муниципального района и Правительство Пермского края подали на него апелляционные жалобы, в которых указали следующее.
Администрация Бардымского муниципального района не согласна с решением суда, поскольку с заявлением о постановке на учет истица обратилась после исполнения ей 23 лет, документов о постановке на учет ее в суд первой инстанции не представлено, в связи с чем считает, что истица утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на нее не распространяются меры государственной поддержки. Считает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Правительство Пермского края в своей апелляционной жалобе не согласно с выводом суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м., считая, что суд в этой части необоснованно применил нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", поскольку жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе, норма 42 кв.м. на семью из 2 человек установлена для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые определяет Министерство социального развития края, исходя из количества детей-сирот и лиц из их числа без учета членов их семей. Считает, что предоставление истице жилого помещения с учетом членов семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку гарантия по предоставлению жилья установлена исключительно в отношении детей-сирот и лиц из их числа.
Прокурор представил письменное возражение против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Мустакимова Г.С., дата рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее отец М. по решению Бардымского районного суда от 17 апреля 2000 года лишен родительских прав, мать Б. умерла 19 января 2000 года. Постановлением администрации Уинского района Пермской области N 41 от 18 февраля 2000 года над несовершеннолетней Мустакимовой Г.С. установлено попечительство.
Постановлением Печменской сельской администрации N1 от 24 января 2000 года за Мустакимовой Г.С. закреплена квартира в жилом доме в **** Бардымского района в котором она ранее проживала. Копии направлены директору АО " ***" -владельцу указанного дома. Постановлением администрации Печменского сельского поселения N51 от 16 августа 2011 года данное постановление N1 от 24 января 2000 года отменено. Согласно справке администрации Печменского сельского поселения жилое помещение, расположенное по адресу: **** ни за кем не зарегистрировано, собственник " ***" ликвидирован.
Мустакимова Г.С. 2 июля 2010 года закончила обучение в ГОУ ВПО " **" (заочная форма).
12 марта 2011 года Мустакимова Г. С. родила сына Давлетзянова Э.Ф.
Мустакимова Г.С. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала, ее мать Б., отец М., сын Давлетзянов Э.Ф. также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали. Объект недвижимого имущества находящего по адресу: ****, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован. Жилое помещение по адресу : ****, находится в аварийном состоянии, другого жилья администрация Мустакимовой Г.С. предложить не может.
Администрацией Бардымского муниципального района 11 августа 2011 года Мустакимовой Г.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в связи с достижением возраста 25 лет. Администрацией Аспинского сельского поселения Уинского района Пермского края Мустакимова 29 декабря 2011 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании части 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Федерального закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Статья 8 указанного Федерального закона также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон N 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличием статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствием закрепленного жилого помещения; окончанием пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончанием службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22 июня 2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу пунктов 4 и 5 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Для лиц, родившихся за пределами территории Российской Федерации, учет производится по месту их последнего проживания на территории соответствующих районов и городов Пермской области. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего указа.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Мустакимова Г.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет, окончила обучение в учебном учреждении, в связи с незаконным закреплением за ней жилья не могла своевременно встать на учет для получения жилья в администрации Бардымского муниципального района, поскольку соответствующее постановление было отменено после достижения истицей возраста 23 лет. Суд также учел, что вины Мустакимовой Г.С. в том, что она своевременно не была поставлена на учет детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется, жилье было закреплено за ней незаконно, истица относится к категории социально незащищенных лиц, права которых особо охраняются государством.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении вышеприведенных норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции не учел, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истица была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Пояснения истицы суду первой инстанции о том, что ей было отказано в постановке на такой учет до достижения ею возраста 23 лет, какими-либо доказательствами не подтверждены.
В деле имеется отказ администрации Бардымского муниципального района от 11 августа 2011 года в постановке Мустакимовой Г.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках Федерального закона N 159-ФЗ со ссылкой на достижение истицей возраста 23 лет.
Указанный отказ администрации района в судебном порядке не оспорен.
Судебная коллегия полагает, что сам по себе тот факт, что истица не состоит и не состояла на учете в администрации Бардымского муниципального района в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, исключает наличие у ответчика обязанности по обеспечению истицы жилым помещением по указанному в иске основанию.
Судебная коллегия соглашается с тем, что с закон не связывает прекращение обязательства по обеспечению жилым помещением лица из числа детей, оставшихся без
попечения родителей, с достижением им возраста 23 лет. Однако в любом случае, для возникновения такого обязательства лицо из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, должно встать на учет в качестве нуждающегося в жилье.
В связи с этим судебная коллегия находит обоснованными соответствующие доводы апелляционной жалобы администрации Бардымского муниципального района.
Заслуживают внимания также доводы указанной жалобы о том, что с достижением возраста 23 лет лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачивает соответствующий статус. При этом судебная коллегия имеет в виду, что с достижением определенного возраста в данном случае утрачивается материальное право.
Однако само по себе указанное обстоятельство не лишает истицу права оспорить отказ администрации Бардымского муниципального района в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию, а в случае поставки ее на соответствующий учет - требовать от ответчика предоставления ей жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы Правительства Пермского края о том, что при разрешении спора суд первой инстанции необоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", судебная коллегия отклоняет. Данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку устанавливает дополнительные гарантии, принятые на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Частью 3 статьи 9 указанного Закона прямо предусмотрена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 42 кв.м. на семью из 2 человек. В связи с этим суд обоснованно применил указанную норму предоставления площади жилого помещения при разрешении спора.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бардымского районного суда Пермского края от 20 марта 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований о предоставлении жилья, предъявленных в интересах Мустакимовой Г.С. к администрации Бардымского муниципального района, прокурору Бардымского района отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.