Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев жалобу Главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Габаева Т.Х. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2012 года и решение судьи Пермского краевого суда от 13 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Главы администрации Большесосновского муниципального района Габаева Т.Х..
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Удальсва А.В. от 28 ноября 2011 года Глава администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Габаев Т.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (л.д. 6-12).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2012 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю оставлено без изменения, жалоба Габаева Т.Х. - без удовлетворения (л.д. 50-53).
Решением судьи Пермского краевого суда от 13 апреля 2012 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба Габаева Т.Х. без удовлетворения (л.д. 143-146).
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 25 апреля 2012 года. Габаев Т.Х. просит об отмене решений судей и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы приводятся доводы об отсутствии состава правонарушения.
Определением заместителя председателя Пермского краевою суда от 4 мая 2012 года жалоба принята к рассмотрению в порядке надзора, в Пермский краевой суд истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило 11 мая 2012 года.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю и потерпевшему Тапаеву Н.М. направлены экземпляры жалобы для ознакомления и представления возражений и объяснений относительно доводов жалобы.
28 мая 2012 года из Управления поступил отзыв, в котором выражается согласие с состоявшимися по делу решениями судей и указывается на необоснованность доводов жалобы лица, привлечённого к административной ответственности.
Потерпевший Тапаев Н.М. возражений на жалобу не представил.
По результатам изучения материалов дела об административном правонарушении. не нахожу оснований для её удовлетворения.
Положения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяют порядок и условия предоставления гражданам земельных участков. находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. На органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 26 мая 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 года N 164-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Из материалов дела усматриваемся, что по результатам рассмотрения Главой администрации Большесосновекого муниципального района Пермского края Габаевым Т.Х. заявления Тапаева Н.М. о предоставлении земельного участка в аренду по адресу: Пермский край , Большесосновского район, с. Большая Соснова. ул. **** предполагаемой площадью 40 кв.м. , для осуществления предпринимательской деятельности сроком на 5 лет. Тапаеву Н.M. направлено письмо 11 октября 2010 года. В письме указано, что земельный участок в соответствии с Генеральным планом территории относится к землям общею пользования, в связи с чем не может быть предоставлен для осуществления предпринимательской деятельности (л.д. 86).
Признавая Габаева Т.Х. виновным в совершении правонарушения , предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ , должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы но Пермскому краю и судьи районного и краевого судов пришли к выводу о нарушении Администрацией Большесосновского муниципального района ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности индивидуального предпринимателя Тапаева Н.М. путём отказа ему в предоставлении земельного участка. В то время как действующим законодательством требованиями статьи 34 Земельного кодекса РФ и Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утверждённым решением Земского Собрания Большесосновского района от 20 ноября 2002 года N 178. установлено право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность или аренду, которое может быть реализовано путём подачи соответствующего заявления в сельскую администрацию по месту нахождения земельного участка. Кроме того, указанными нормативно-правовыми актами установлен особый порядок принятия решений о предоставлении заявителям земельных участков, который также не был соблюдён Габаевым Т.Х.. как должностным лицом органа местного самоуправления.
Данный вывод обоснован собранными по делу доказательствами: решением Земского собрания Большесосновского муниципального района Пермскою края N 35 от 08.07.2010 г. о назначении Габаева Т.Х. Главой администрации Большесосновского муниципального района (л.д. 14). копией заявления Тапаева Н.М. от 27.05.2010 г. в котором выражено его намерение приобрести земельный участок по указанному адресу (л.д. 62), копией регистрационно-контрольной карточки личного приёма Главой администрации муниципального района Габаевым Т.Х. от 07.10.2010 г. N 29, в которой отражены вопросы, поставленные Тапаевым Н.М. главе администрации (л.д. 85). копией письма Главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 11.10.2010 г. N 203-т. 204-т. 30-РКК (л.д. 86). направленного по результатам личного приёма, решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 апреля 2011 года N 237-1 1-а.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока установленного ч. I ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. исчисленного с учётом ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ. Действия Габаева Т.Х. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. наказание назначено в соответствии с требованиями ч.ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ в минимальном размере.
Доводы жалобы о том. что Габаев Т.Х. не обладал полномочиями по предоставлению земельных участков, являются несостоятельными.
На основании ч. 1 ст. 37 Федеральною закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (пункт 3 части 6.1 статьи 37 данного Федерального закона).
Решением Земского Собрания Большесосновского района от 22 июня 2005 г. N 50. утвержден Устав Большесосновского муниципального района, где в статье 32 установлена компетенция Главы администрации Большесосновского муниципального района.
С учётом изложенного, передача на основании Договора на выполнение работ и услуг некоторых видов работ и услуг в сфере землеустройства муниципальному учреждению по Землеустройству Большесосновского района, не снимает с Главы администрации сельского поселения обязанность по соблюдению Федерального закона от 26 мая 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не освобождает его от ответственности в случае нарушения положений данного Федерального закона.
На момент обращения Тапаева Н.М в администрацию Большесосновского муниципального района по вопросу предоставления земельного участка действовало Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Большесосновского муниципального района утвержденное Решением Земского собрания Большесосновского муниципального района от 28.01.2009 года N459 (л.д. 134-137).
Согласно данному положению заявление о предоставлении земельного участка подаются заинтересованными лицами в администрацию района, а администрацией района должен быть проведен ряд действий перечисленных в названном Положении и только после этого главой Большесосновекого муниципального района принимается решение о предоставлении земельного участка. Данные действия Глава администрации Большесосновского муниципального района Габаев Т.Х. не выполнил, направив 11 октября 2010 года Тапаеву Н.М. отказ в предоставлении земельного участка, чем нарушил положения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые влекут за собой ответственность по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы о том. что ранее по заявлениям Тапаева Н.М. иные должностные лица администрации уже давали ответы об отказе в предоставлении земельного участка, и что Тапаев Н.М. не ставил перед Главой администрации Большесосновского муниципального района Габаевым Т.Х. вопрос о предоставлении земельного участка, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, поскольку письмо от 11 октября 2010 года, направленное Тапаеву Н.М.. содержит подпись Главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Габаева Т.Х. как лица, компетентного в силу чакона решать вопросы о предоставлении земельных участков, и однозначный вывод должностною лица об откате в предоставлении земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17. 30.18 КоАП РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Удальева А.В. от 28 ноября 2011 года N 720-11-адм., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2012 года и решение судьи Пермского краевого суда от 13 апреля 2012 года, вынесенные в отношении Габаева Т.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. оставить без изменения, жалобу Габаева Г.Х. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда - подпись - Сурков II.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.