Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Петуховой Е.В. с участием прокурора Богомоловой Е.П. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 18 июня 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Кировского района г.Перми на решение Кировского районного суда г.Перми от 13 марта 2012 года, которым постановлено:
Заявление начальника ОП N 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми удовлетворить частично.
Установить в отношении Комиссарова Е.А. административный надзор сроком до 09.09.2017 года.
Обязать Комиссарова Е.А. один раз в месяц в рабочие дни являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленного административного ограничения, а также выполнением поднадзорным лицом возложенной на него обязанности возложить на орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
В остальной части в удовлетворении заявления начальнику ОП N 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., заключение прокурора об отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ОП N 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по городу Перми обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Комиссарова Е.А. сроком до 17.03.2019 года и ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц на регистрацию в ОП N 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. ****, в установленное время: с 09:00 часов до 13:00 часов, либо с 14:00 часов до 18:00 часов; а также запрета выезда за пределы г. Перми.
В обоснование заявленных требований указал, что 09.10.2001 года Комиссаров Е.А. осужден Орджоникидзевским районным судом г.Перми по ст. 159 ч.З УК РФ к 5 годам лишения свободы.
19.11.2001 года Комиссаров Е.А. осужден Ленинским районным судом г.Перми по ст.222 ч.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы, в соответствии со ст.69 ч.5 УК РФ, присоединено 4 года по приговору от 09.10.2001 года Орджоникидзевского районного суда г.Перми. Освобожден из УТ- ** 06.10.2004 года по постановлению Березниковского городского суда Пермской области от 29.09.2004 года условно-досрочно на 2 года 10 месяцев 14 дней.
27.11.2008 года Комиссаров Е.А. вновь осужден Ленинским районным судом г.Перми по ст. 159 ч.З, ст.69 ч.З УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ, присоединено 6 месяцев лишения свободы по приговору Ленинского районного суда г.Перми от 19.11.2001 года, окончательно - к 5 годам лишения свободы. Освобожден 20.09.2011 года из ФКУ ИК- ** постановлением Чусовского городского суда Пермского от 09.09.2011 года условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 6 месяцев 8 дней.
На учет в ОП N 3 УМВД России по г.Перми Комиссаров встал 27.09.2011 года. Срок условно-досрочного освобождения заканчивается 17.03.2013 года. В соответствии со ст.86 УК РФ судимость должна погаситься 17.03.2019 года. К административной ответственности в период с 27.09.2011 года по 19.02.2012 года Комиссаров не привлекался.
Представитель ОП N 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, подтвердив изложенные обстоятельства.
Заинтересованное лицо Комиссаров Е.А. с заявлением об установлении в отношении него административного надзора на указанный срок был согласен, возражал против установления ограничения в виде запрета выезда за пределы г.Перми, пояснив, что работа имеет разъездной характер, в связи с чем, ему необходимо выезжать за пределы г.Перми, возможны командировки, кроме того, его родители проживают в Пермском крае, к которым он ездит вместе с малолетним сыном, дата рождения. Также планирует поездки за границу.
Помощник прокурора Кировского района г. Перми полагал, что оснований для установления административного надзора не имеется, поскольку у Комиссарова Е.А. не истек срок условно-досрочного освобождения, а исходя из целей и задач условно-досрочного освобождения и административного надзора, направленных на предупреждение совершения преступлений, возложение на Комиссарова Е.А. уже обязанного в судебном порядке являться на регистрацию в специализированный государственный орган, не менять без его уведомления места жительства, принять меру к трудоустройству как лицо условно-досрочно освобожденное, дополнительной обязанности в виде явки на регистрацию в отдел полиции и установления запрета на выезд за пределы г.Перми противоречит принципам разумности и справедливости, не допускающих применения двойных ограничений прав и свобод человека за совершение одного преступления.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор Кировского района г.Перми, ссылаясь на то, что оно является незаконным. Полагает, что установление административного надзора в отношении условно-досрочно освобожденного из мест лишения свободы Комиссарова Е.А. противоречит требованиям законодательства. Учитывая однородность целей уголовного наказания и задач административного надзора, направленных на предупреждение совершения преступлений, возложение на Комиссарова Е.А., уже обязанного постановлением Чусовского городского суда Пермского края от 09.09.2011 являться на регистрацию в специализированный орган как лицо, условно-досрочно освобожденное, дополнительной обязанности в виде явки на регистрацию в отдел полиции противоречит принципам разумности и справедливости, не допускающих применения двойных ограничений прав и свобод человека за совершение одного преступления. Более того, лица, условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, не подпадают под понятие поднадзорных лиц в соответствии с требованиями вышеназванного закона, поскольку они относятся к осужденным, отбывающим наказание, при этом отмена условно-досрочного освобождения регулируется ст.79 УК РФ. Административный надзор в отношении таких лиц может быть установлен лишь после отбытия наказания при наличии условий и оснований, предусмотренных ФЗ РФ N 64. Также прокурор отмечает, что Комиссаров Е.А. был освобожден из мест лишения свободы 20.09.2011 года по постановлению суда от 09.09.2011 года, т.е. после вступления в силу ФЗ РФ N 64, в связи с чем он не подпадает под понятие поднадзорного лица, в отношении которого устанавливается административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ РФ N 64. Полагает, что судом также неправильно указана дата погашения судимости Комиссарова Е.А.- 09.09.2017, т.е по истечении 6 лет с момента вынесения постановления Чусовского городского суда Пермского края об условно-досрочно освобождении. В соответствии со ст. 86 УК РФ если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. Комиссаров Е.А. фактически был освобожден от отбывания наказания 20.09.2011 года, т.е. дата погашения судимости - 20.09.2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие Комиссарова Е.А., в адрес которого направлялось судебное извещение, но вернулось за истечением срока хранения, об изменении места жительства либо пребывания Комиссаров Е.А. суду не сообщил, заслушав представителя заявителя - М., прокурора Пермской краевой прокуратуры Богомоловой Е.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части установленного судом срока административного надзора в отношении Комиссарова Е.А.. Оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора в остальной части судебная коллегия не усматривает.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 ГПК РФ и Федеральным законом N 64-ФЗ от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с частью 1 ст.З Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
тяжкого или особо тяжкого преступления;
преступления при рецидиве преступлений;
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно части 2 ст.З указанного Закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 ст.З данного Закона предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1)лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2)лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 года N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Из материалов дела следует, что 09.10.2001 года Комиссаров Е.А. осужден Орджоникидзевским районным судом г.Перми по п. "б" ч.З ст. 159 УК РФ к 5 годам лишения свободы.
19.11.2001 года Комиссаров Е.А. осужден Ленинским районным судом г.Перми по ч.1 ст.222 УК РФ к 2 годам лишения свободы, в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ окончательная мера наказания назначена путем частичного сложения по их совокупности с наказанием по приговору Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 09.10.2001 года - 6 лет лишения свободы
06.10.2004 года Комиссаров Е.А. освобожден из УТ-389/ ** по постановлению Березниковского городского суда Пермской области от 29.09.2004 года условно-досрочно на неотбытый срок 2 года 10 месяцев 14 дней.
27.11.2008 года Комиссаров Е.А. осужден Ленинским районным судом г.Перми по ч.З ст. 159, ст.69 ч.З УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Ленинского районного суда г.Перми от 19.11.2001 года, окончательно - к 5 годам лишения свободы, исчисляя срок наказания с 18.03.2008 года.
20.09.2011 года Комиссаров Е.А. освобожден из ФКУ ИК- ** постановлением Чусовского городского суда Пермского от 09.09.2011 года условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 6 месяцев 8 дней.
На учет в ОП N 3 УМВД России по г.Перми Комиссаров Е.А. поставлен 27.09.2011 года. Срок условно - досрочного освобождения истекает 17.03.2013 года, что подтверждается справкой ОУУП и ПДН ОП N 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми.
Из приговора Ленинского районного суда г.Перми от 27.11.2008 года следует, что в действиях Комиссарова Е.А. содержится опасный рецидив преступлений.
Преступление, за которое Комиссаров Е.А. осужден указанным приговором, относится к категории тяжких (п. 4 ст. 15 УК РФ).
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что Комиссаров Е.А. освобожден из мест лишения свободы и имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве, суд со ссылкой на вышеизложенные правовые нормы, пришел к правильному выводу об обоснованности требований заявителя об установлении административного надзора в отношении Комиссарова Е.А..
Доводы апелляционного представления о том, что установление административного надзора в отношении условно-досрочно освобожденного из мест лишения свободы Комиссарова Е.А. противоречит требованиям законодательства, являются необоснованными. Поскольку Комиссаров Е.А. относится к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ, установление административного надзора в отношении него возможно и применено судом первой инстанции обоснованно. Суд первой инстанции правильно указал, что Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", не содержит каких-либо ограничений в установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно. В указанном законе не оговорено, кто именно признается лицом, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы.
Доводы апелляционного представления о том, что лица, условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, не подпадают под понятие поднадзорных лиц в соответствии с требованиями вышеназванного закона, поскольку они относятся к осужденным, отбывающим наказание, не влекут отмену судебного решения. Условно-досрочное освобождение заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом. Как следует из ст. 2 Закона N 64-ФЗ, основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, новых преступлений и других правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 Закона N 64-ФЗ). Таким образом, лица, условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, в том числе Комиссаров Е.А., подпадают под понятие поднадзорных лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор.
Доводы апелляционного представления о неправильности установленного судом срока административного надзора в отношении Комиссарова Е.А. заслуживают внимания.
Статьей 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" регламентированы сроки установления административного надзора.
Такой срок в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ (то есть имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений) устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 часть 1 статья 5).
В силу п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
Согласно ч.4 ст.86 УК РФ если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Комиссаров Е.А. фактически был освобожден от отбывания наказания из ФКУ ИК- ** 20.09.2011 года, т.е. дата погашения судимости - 20.09.2017 года, а не 09.09.2017 года, как указал в решении суд первой инстанции. Следовательно, административный надзор в отношении Комиссарова Е.А. суду следовало установить сроком до 20.09.2017 года. Таким образом, решение суда в данной части подлежит изменению.
Правовых оснований к отмене либо изменению решения суда в остальной части судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Перми от 13 марта 2012 года в части установления в отношении Комиссарова Е.А. административного надзора сроком до 09.09.2017 года изменить, установив в отношении Комиссарова Е.А. административный надзор сроком до 20.09.2017 года.
В остальной части решение Кировского районного суда г.Перми от 13 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кировского района г.Перми -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.