Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Валуевой Л.Б. и судей Петуховой Е.В., Ворониной Е.И. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 16 мая 2012 г. дело по апелляционной жалобе Сивухина Н.П. на решение Осинского районного суда Пермского края от 6 марта 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Сивухину Н.П. о возложении обязанностей на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы: с 06.07.1979г. по 06.12.1979г. - служба в Армии;
с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя ***; с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя ***; с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя Осинского ***; с 14.04.1987г. по 02.02.1990г. - в должности начальника ***;
с 11.11.1992г. по 31.12.1997 и с 01.01.2001 по 30.05.2011г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***"
(переименованная в МОУДОД " ***");
с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности руководителя *** и возложения обязанностей на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью с 30.05.2011 года отказать в полном объеме.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сивухин Н.П. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Осинском районе Пермского края, о возложении обязанности включения в специальный стаж периодов работы для назначения и выплаты пенсии по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований указал на то, что решением комиссии по реализации гражданами пенсионных прав от 03.06.2011г. ему было отказано в назначении пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что в специальный стаж не включены периоды его работы:
с 06.07.1979г. по 06.12.1979г. - служба в Армии;
с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя ***;
с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя Осинского ***;
с 14.04.1987г. по 02.02.1990г. - в должности начальника ***;
с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя ***;
с 11.11.1992г. по 30.05.2011г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***" (переименованная в МОУДОД " ***"), с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности руководителя ***.
В период с декабря 1980 года по настоящее время он осуществляет педагогическую деятельность в МОУДОД " ***" (далее - СЮТ), которое является внешкольным детским учреждением.
С 11.11.1992г. должность руководителя станции юных техников была переименована в должность "педагог дополнительного образования".
Указанные периоды работ должны быть включены в специальный педагогический стаж, поскольку, работая руководителем ***, он вел ту же педагогическую деятельность, что и педагог дополнительного образования. Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 7 января 1977 года N 3 были утверждены квалификационные характеристики педагогических работников внешкольных учреждений, в т.ч. и руководителя кружка. Приказом Минобразования РФ от 11.11.1992 года N 406 были утверждены новые тарифно-квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, в числе которых впервые перечислены "педагоги дополнительного образования", но исключена должность "руководителя кружка". Подпунктом "е" пункта 4 приказа Минобразования РФ от 25 января 1993 года N 21 наименования должности руководителя кружка приведены в соответствие с ЕТКС и руководители кружков переименованы в педагогов дополнительного образования. О переименовании (не о переводе) должности руководителя кружка в педагога дополнительного образования с 25.01.1993 г. должна свидетельствовать запись в трудовых книжках, которая имеется в его трудовой книжке (стр. 2 запись N23). Переименование этих должностей свидетельствует об их тождестве и, кроме того, подтверждается письмом Министерства образования РФ от 12.01.1993 г. N 10/32-Т. Работа по специальности раскрыта в п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И, Приложения N 6 "О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" приказа Минпросвещения СССР от 16.05.1985 года N 94 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и Перечня работников просвещения, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий". В частности в пункте 3.2. сказано: "В соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др. К работе по специальности относится: в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях - работа в качестве директора, его заместителя по учебной (учебно-воспитательной) работе, мастера (инструктора) производственного обучения, воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения) и т.д.; в школе - работа в качестве мастера производственного обучения, инструктора по труду; во внешкольных детских учреждениях -работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка.
К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников.
К учебным заведениям профессионально-технического образования относятся профессионально-технические училища и школы, лесотехнические школы, специальные торговые школы, школы торгово-кулинарного ученичества, школы по подготовке киномехаников, автомобильные школы ДОСААФ и др.
Периоды работы с 08.12.1982г. по 02.02.1990г. в качестве председателя (начальника) Осинского РК, *** также подлежат включению в специальный стаж работы. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовал до 1 октября 1993 года, и в этот же период действовал Список N 463 от 06.09.1991 года. Однако названный Перечень органами Пенсионного фонда не признается и не применяется. Для оценки его пенсионных прав за период до 06.09.1991 года органы Пенсионного фонда применили Список N463 от 06.09.1991 года.
В судебном заседании Сивухин Н.П. на удовлетворении своих требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении. Просил включить в специальный стаж периоды его работы: с 06.07.1979г. по 06.12.1979г. - служба в Армии; с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя станции юных техников; с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя Осинского РК ***; с 14.04.1987г. по 02.02.1990г. - в должности начальника ***; с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя ***; с 11.11.1992г. по 30.05.2011г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***" (переименованная в МОУДОД " ***"), с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности руководителя ***. Должность начальника *** не являлась выборной.
Представитель ответчика с иском не согласилась, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковые требования Сивухина Н.П. Указывал на то, что в списке 2002г., списках должностей и учреждений педагогических работников, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение 1991 г., 1999г. не предусматривалась возможность включения периода службы по призыву, работа в *** в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Включение периода службы в Вооруженных силах СССР и работа в автомобильных школах *** в выслугу лет по ранее действовавшему законодательству определялось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397, утвердившим Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и инструктивным письмом от 30.06.1986 N 1-63-и. Согласно вышеназванному Постановлению пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
При этом, если работники просвещения отработали в должностях и учреждениях, поименованных Перечнем, не менее 2\3 (от 25 лет) требуемого специального стажа, то есть 16 лет 8 месяцев на дату 01.10.1993г., то в выслугу лет могли быть засчитаны другие периоды, указанные в пунктах 1. 2 Положения о порядке исчисления стажа. Служба в составе Вооруженных Сил СССР предусмотрена пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа (в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N 953 с 1.10.1993г. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 утратило силу). Согласно п. 1 Разъяснения N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий", утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. N 70, при исчислении продолжительности специального стажа в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего нормативно-правового акта полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию по старости (за выслугу лет). При таких обстоятельствах исчисление специального стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости, т.е. в соответствии с Законом N 173-ФЗ, Списком 2002г., Правилами 2002г. В Списке 2002г., а также ранее действовавших "Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР 6.09.1991г. N 463) и "Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (утв. Постановлением Правительства РФ 22.09.1999г. N 1067) должность руководителя кружка в учреждениях дополнительного образования не была предусмотрена. Согласно Инструктивного письма от 30.06.1986 N 1-63-и к учреждениям о внешкольным относились станции юных техников, а к работе по специальности в должности руководителя кружка. Согласно Правил N 781 от 29.10.2002г. работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка 2002г., в том числе - педагог дополнительного образования, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка 2002г., за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Согласно Приказу Министерства образования N 406 от 11.11.1992г. и как указано в исковом заявлении, должность руководителя кружка переименована в должность педагога дополнительного образования. Однако, указанным приказом не были произведены простые переименования должностей. Данным приказом были установлены новые должности, с другими должностными обязанностями и новыми тарифными сетками. Согласно Приказу N 406 работнику в должности руководителя кружка вменяются новые обязанности и возникают иные требования к кандидатуре работника. Должность - педагог дополнительного образования впервые была введена в Список 22.09.1999г. N1067 и 29.10.2002г. N781. Общероссийским классификатором профессий, должностей и тарифных разрядов от 26.12.1994г. N 367 наряду с должностью педагог дополнительного образования сохранена и прежняя должность -руководитель кружка.
Таким образом, вопрос о тождественности данных должностей не может быть установлен в судебном порядке. В связи с отсутствием необходимого 25-летнего специального трудового стажа истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований полностью.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в просит в апелляционной жалобе Сивухин Н.П.
Заявитель приводит довод о том, что в период с декабря 1980 года по настоящее время он осуществляет педагогическую деятельность в МОУ ДОД " ***" (далее - ***), которое является внешкольным учреждением.
Начал он свою трудовую деятельность руководителем кружка в станции юных техников Отдела народного образования Осинского райисполкома, затем несколько раз учреждение было переименовано: в 1995 году - МОУ " ***", в феврале 2007 году -в МОУ ДОД " ***", в мае 2007г. - МОУ ДОД " ***".
Таким образом, он начал трудовую деятельность в станции юных техников и в связи с переименованиями попрежнему работал все в том же учреждении в должности педагога дополнительного образования.
В протоколе комиссии ответчиком неверно указаны периоды работ в должности руководителя кружка и (начальника) Осинского РК, ***. Согласно трудовой книжке и приказов по личному составу он работал:
с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя ***;
с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя ***;
с 14.04.1987г. по 02.02.1990г. - в должности начальника ***;
с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя ***;
- с 11.11.1992г. по настоящее время в должности педагога дополнительного образования " ***" (переименованная в МОУДОД " ***").
Отмечает, что за весь период работы в Осинском *** он попрежнему продолжал работать в станции юных техников руководителем кружка по совместительству.
С 11.11.1992г. должность руководителя кружка станции юных техников была переименована в должность "педагог дополнительного образования".
Считает, что вышеуказанные периоды работ должны быть включены в специальный педагогический стаж, поскольку, работая руководителем ***, он вел ту же педагогическую деятельность, что и педагог дополнительного образования, а именно:
- работа велась по типовым программам, подготовленным Управлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы Министерства просвещения СССР и Центральной станцией юных техников Министерства просвещения РСФСР, в которых предусматривались внесения изменений и дополнений учетом специфики каждого внешкольного учреждения;
-составлялись и сейчас составляются тематические, календарно-тематические планы;
проходил и проходит набор детей по школам, составлялись и составляются списки набранных детей;
велись и ведутся журналы, где отмечается посещаемость детей, темы занятий, время проведения занятий (продолжительность); составлялись и составляются расписание работы кружка; рабочая нагрузка была не менее ставки, что подтверждается лицевыми счетами.
Считает ошибочным вывод суда о невозможности зачета в специальный стаж периодов с 06.07.1979г. по 06.12.1979 г. - служба в армии и с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - работа в должности председателя Осинского ***, а также периода с 14.04.1987г. по 02.02.1990г.-работа в должности начальника ***. Излагает свою позицию по данному требованию с учетом позиции Верховного Суда Удмуртской Республики от 2008г., изложенной в Информации по разрешению споров, связанных с восстановлением пенсионных прав "Применение Списков (Перечня от 17.12.1959 года) по лицам, осуществлявшим педагогическую и лечебную деятельность, их соотношение".
Согласно указанной выше позиции Верховного суда Удмуртской Республики следует, что применение п. 4 Положения от 17.12.1959 года N 1397, в соответствии с которым периоды работы, включаемые не по Перечню, а по Положению (выборная, пионервожатые и т.д.), допускается принимать во внимание при наличии не более 1/3 стажа, т.к. 2/3 стажа должно приходиться на работу по Перечню.
Однако, доводы органов Пенсионного фонда о том, что истцы должны выработать 2/3 требуемого педагогического стажа на 01.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397, со ссылкой на постановление Минтруда РФ N 70 от 17.10.2003 года, которым утверждены Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27,28,30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", суды не должны принимать во внимание, поскольку при таком толковании постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 г. N 70, требуемый педагогический стаж им должен быть выработан до вступления в силу вышеуказанного закона, что лишает смысла и содержания судебных актов Конституционного Суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Ссылаясь на позицию Верховного Суда республики Удмуртия, заявитель выражает несогласие с выводом суда о том, что являются ошибочными его доводы о возможности установления тождества выполняемых им функций, условий и характера деятельности в должности "руководитель кружка" и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования.Указывает на то, что во втором разделе Списка от 29.10.2002 года N 781, в перечне должностей перечислены педагоги дополнительного образования, в которые переименованы в руководителей кружков, а в перечне учреждений - Дома пионеров и школьников и Центры детского творчества, и другие учреждения дополнительного образования. Фактически, рассматривая спор, и удовлетворяя исковые требования о включении в стаж периода работы руководителем кружка - педагога дополнительного образования, суд применяет действующий Список и дает оценку нынешнему наименованию должности и учреждению и тем самым уходит от необходимости анализа, является ли учреждение дополнительного образования внешкольным учебным заведением, а работа в должности руководителя кружка - работой по специальности.
Таким образом, работая руководителем *** и педагогом дополнительного образования, он работал с детьми. Деятельность вышеназванных должностей являлась и является педагогической, которая по своему характеру и специфике, выполняемых функциональных обязанностей, нагрузке ничем не отличается от работы в должности педагога дополнительного образования в этом же учреждении в период с 01.01.1998г. по 31.12.2000г., который комиссия включила в специальный стаж работы.
Исходя из изложенного, и, учитывая позицию Верховного Суда Удмуртской Республики, считает, что судом не правильно применены нормы материального права и неправомерно не включены в его специальный стаж периоды работы руководителем кружка и педагогом дополнительного образования станции юных техников, работа председателем (начальником) Осинского РК, СТК ( ***) ***, а также служба в армии, чем нарушены его конституционные права на социальное и государственное пенсионное обеспечение.
Считает, что позиция Верховного Суда Удмуртской Республики, изложенная в Информации по разрешению споров, связанных с восстановлением пенсионных прав "Применение Списков (Перечня от 17.12.1959 года) по лицам, осуществлявшим педагогическую и лечебную деятельность, их соотношение" не может быть не принята во внимание, поскольку в соответствии со ст. 11 ГПК РФ все суды обязаны разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения ответчика на поданную истцом апелляционную жалобу.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункта "а" части 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР N1397 от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего до 01.10.1993г., учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В соответствии с разъяснением N 4 от 17.10.2003 г. "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий", утвержденного постановлением Минтруда России от 17.10.2003г N 70, при исчислении специального стажа может быть применено законодательство, которое действовало в период выполняемой работы (деятельности).
Согласно п.п. 1, 2,4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. N 1397, в специальный стаж при условии наличия не менее 2/3 стажа работы в должностях и учреждениях, дающих право на пенсии за выслугу лет, засчитывалась работа по специальности.. . во внешкольных детских учреждениях, а также работа на руководящих.. . должностях в учреждениях профессионально - технического образования...
Согласно инструктивному письму от 30.06.1986г. N 1-63-И к учреждениям профессионально-технического образования относятся.. . автомобильные школы ***, а к работе по специальности - работа в качестве директора.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы от 22.09.1999г. N 1067 и пунктом 12 Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 N 781 предусмотрено, что работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования, за периоды, начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: наличие на 01.01.2001г. стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в вышеуказанных должностях.
При разрешении спора судом установлено, что согласно копии трудовой книжки, истец работал с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя станции юных техников; с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя Осинского ***; с 14.04.1987г. по 02.02.1990г. - в должности начальника ***; с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя станции юных техников; с 11.11.1992г. по 30.05.2011г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***" (переименованная в МОУДОД " ***"), с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности руководителя станции юных техников (л.д. 9-13).
Согласно справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выданной Сивухину Н.П. МОУДОД " ***", истец работал в должности педагога дополнительного образования, занятость на работах была постоянная, связана с образовательным процессом с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. с 05.02.1990г. по 11.11.1992г., с 11.11.1992г. по 30.05.2011г, с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. по совместительству, что подтверждается лицевыми счетами.
Свидетель Мальцев И.Н. пояснил, что Сивухин Н.П. работал в с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя ***; с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя ***; с 14.04.1987г. по 02.02.1990г. - в должности начальника СТК ДОСААФ; с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя ***; с 11.11.1992г. по 30.05.2011г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***" (переименованная в МОУДОД " ***"), с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности руководителя ***.
Аналогичные показания в части работы Сивухина Н.П. с 1989г. по 02.02.1990г. - в должности начальника *** даны свидетелем Р.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о включении в специальный трудовой стаж периода службы в армии с 06.07.1979г. по 06.12.1979г., суд исходил из того, что доводы истца о включении ему в специальный стаж данного периода являются несостоятельными.
Суд обоснованно указал на то, что в период, когда истец служил в армии, с 06.07.1979г. по 06.12.1979 года, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В силу пунктов 1,2,4 названного Положения, служба в армии и работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Однако, на момент обращения Сивухина Н.П. в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, им не было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, поэтому данный период не подлежал включению в специальный стаж работы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный педагогический стаж истца периодов работы с 08.12.1982г. по 14.04.1987г. - в должности председателя Осинского ***, с 14.04.1987 г. по 02.02.1990 г. - в должности начальника ***, суд правомерно исходил из того, что на момент обращения истца в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно истцом не было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии.
При этом суд принимал во внимание положения инструктивного письма от 30.06.1986г. N 1-63-И, согласно которому к учреждениям профессионально-технического образования относятся.. . автомобильные школы ***, а к работе по специальности - работа в качестве директора, и п.п.2,4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, согласно которым в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, наряду с иной деятельностью, поименованной в данном пункте, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что суд необоснованно принял во внимание доводы органов Пенсионного фонда о том, что истцы должны выработать 2/3 требуемого педагогического стажа на 1.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397, со ссылкой на постановление Минтруда РФ N 70 от 17.10.2003 года, которым утверждены Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27,28,30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
При разрешении спора, суд исходил из отсутствия у истца требуемой продолжительности специального трудового стажа (2/3) не на 01.10.1993 г., а на момент обращения с соответствующим заявлением в органы пенсионного обеспечения. Данный вывод суда не противоречит положениям материального закона, подлежащего применению в данном случае.
Отказывая во включении в специальный трудовой стаж истца периодов его работы с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя станции юных техников; с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя ***; с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности ***, суд правомерно сделал вывод о том, что действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также ранее действовавшими списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу "лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности " ***" и " ***".
Доводы истца о возможности установления тождества выполняемых им функций, условий и характера его деятельности в должности "руководитель кружка" и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования, являются ошибочными.
Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. Не было предусмотрено такое право и действовавшим на момент работы истца в указанной должности Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.
При таких обстоятельствах не подлежит включению в специальный стаж период работы истца с 12.02.1980г. по 08.12.1982г. - в должности руководителя станции юных техников; с 05.02.1990г. по 11.11.1992г. - в должности руководителя станции юных техников, с 09.12.1982г. по 04.02.1990г. - по совместительству в должности руководителя станции юных техников.
Указанные выводы суда являются правильными в должной мере мотивированными, основаны на положениях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки спорных правоотношений, чем та, что дана судом первой инстанции. Принимая во внимание указанное, не влекут отмену постановленного судом решения доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что в спорные периоды он фактически занимался педагогической деятельностью, а также о том, что суд необоснованно не установил тождественность занимаемой им должности наименованию должностей, поименованным в соответствующих Списках профессий и должностей.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных им требований о включении ему в специальный стаж периодов работы с 11.11.1992г. по 31.12.1997 г. и с 01.01.2001г. по 30.05.2011г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***" (переименованная в МОУДОД " ***"), суд правильно, руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и соответствующими Правилами, а также Постановлением СМ РФ от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет". Ссылаясь на вышеуказанное Постановление Правительства РФ N 1067, суд правильно указал на то, что оно предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
Согласно п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрена должность педагога дополнительного образования в п. 2 раздела "Наименование учреждений" указана станция юных техников.
В соответствии с п. 12 Правил N 781 работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "наименование должностей" в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений", за периоды после 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Таким образом, с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года -при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Правительство Российской Федерации в названом Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 01 января 2001 года в должности педагога дополнительного образования только для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.
Поскольку у истца имелось только первое условие, необходимое для включения спорного периода работы в специальный стаж, а именно факт работы в соответствующей должности в соответствующем учреждении (с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***" (переименованная в МОУДОД " ***"), то во включении названных периодов работы в специальный стаж суд правомерно отказал истцу.
Кроме того, Постановлением СМ РФ от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшем в период работы истца с 11.11.1992г. по 31.12.1997 г. - в должности педагога дополнительного образования МОУ " ***", не предусматривалась возможность включения в специальный стаж работы трудовой деятельности в качестве педагога дополнительного образования как дающей право на пенсию по выслуге лет.
Ссылка заявителя на информацию Верховного Суда республики Удмуртии по разрешению споров, связанных с восстановлением пенсионных прав, сама по себе не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку судом спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба заявителя не содержит. По существу доводы апелляционной жалобы являются результатом иного толкования правовых норм, что не может являться основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинского районного суда Пермского края от 6 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сивухина Н.П. на решение Осинского районного суда Пермского края от 6 марта 2012 г.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.