Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б.
Судей Абашевой Д.В, Нечаевой Н.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в,г.Перми 21 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Земского собрания Чайковского муниципального района на решение Чайковского городского суда Пермского края от 28 октября 2010 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Земского собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 29. 09.2010 года N823 " О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой граждан для вынесения на голосование, требованиям законодательства".
Признать вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для вынесения на голосование: "Согласны ли Вы на выделение из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" муниципального образования " Чайковское городское поселение" в связи с наделением муниципального образования " Чайковское городское поселение" статусом городского округа. Да или нет." соответствующим требованиям законодательства.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербаков Е.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Земского собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 29 сентября 2010 года N823, которым вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для вынесения на голосование населению Чайковского муниципального района о выделении из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" муниципального образования "Чайковское городское поселение" в связи с наделением муниципального образования "Чайковское городское поселение" статусом городского округа признан не соответствующим требованиям ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование заявления указал, что оспариваемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства. Предложенный инициативной группой для вынесения на голосование вопрос соответствует положениям ч.2 ст. 8 Закона Пермского края N 493-ПК, формулировка вопроса исключает возможность его множественного толкования, то есть на него можно дать только однозначный ответ, а также исключается неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения. Решением Земского собрания нарушены его права на участие в осуществлении местного самоуправления, в том числе в форме выдвижения инициативы и голосования по вопросам преобразования муниципального образования, созданы препятствия в регистрации инициативной группы и реализации ее прав на сбор подписей в поддержку инициативы по голосованию.
Судом к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены члены инициативной группы в поддержку инициативы проведения голосования по вопросу изменения статуса муниципального образования "Чайковское городское поселение" Шилов Г.А., Яковлев Б.А., Хомустенко Л.И., Гурылева B.C., Ташкинова Т.Н., Косованов Е.Н., Королькова И.И., Данилов А.А., Невакшенов И.И., Лузин Е.Б., Панкова В.И. и Территориальная избирательная комиссия Чайковского муниципального района.
В судебном заседании Щербаков Е.П. на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель заявителя позицию доверителя поддержал.
Заинтересованные лица члены инициативной группы Шилов Г.А., Яковлев Б.А., Хомустенко ЛИ., Гурылева B.C., Ташкинова Т.Н., Косованов Е.Н., Королькова И.И., Данилов А.А., Невакшенов И.И., Лузин Е.Б., Панкова В.И. в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель Земского собрания Чайковского муниципального района Пермского края возражала против удовлетворения заявления.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, поскольку не обоснован довод суда о том, что Земское собрание Чайковского муниципального района, оценивая перспективу голосования населения Чайковского муниципального района, вышло за пределы своих полномочий. Земское собрание Чайковского муниципального района при вынесении оспариваемого решения не оценивало перспективу голосования, а проверяло вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для вынесения на голосование для населения муниципального района на соответствие требованиям законодательства. Судом сделан вывод о том, что оспариваемое решение не содержит какой- либо мотивировки. Данный вывод суда не основан на нормах законодательства. Согласно п. п. 5, 8 ст. 8 Закона Пермского края от 09 октября 2009 года N 493-ПК "О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае" представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на голосование, требованиям настоящего Закона, требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Пермского края, настоящего Закона, иных законов Пермского края, устава муниципального образования. При этом, закон не содержит указаний для представительного органа о содержании решения. В преамбуле оспариваемого решения указаны правовые и фактические основания для принятия решения, а пункте 1 содержится конкретная норма закона, которой вопрос, предлагаемый для вынесения на голосование, не соответствует Судом неверно истолковано содержание ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ч.7 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Из буквального толкования данной нормы следует, что и население городского поселения, и население муниципального района должны выразить свое согласие на изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа. Инициативной группой граждан по проведению голосования для населения Чайковского муниципального района предлагается следующий вопрос: "Согласны ли Вы на выделение из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" муниципального образования "Чайковское городское поселение" в связи с наделением его статусом городского округа". Инициативной группой граждан по проведению голосования предлагается только выразить согласие на выделение городского поселения из состава муниципального района в связи с наделением его статусом городского округа, согласие населения муниципального района на изменение статуса городского поселения, не выясняется, что противоречит ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом сделан вывод о том, что вопрос, предложенный для вынесения на
голосование, предполагает выяснение мнения населения по вопросу
преобразования муниципального образования "Чайковское городское
поселение", содержит информацию о виде преобразования. Данный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права. Виды преобразования муниципальных образований перечислены в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Выделение муниципального образования "Чайковское городское поселение" из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" не является преобразованием.
Вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для вынесения на голосование населению муниципального района, не предполагает выяснять, мнение население по вопросу преобразования муниципального образования "Чайковское городское поселение", не содержит информацию о виде преобразования.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Согласно ст. 8 Закона Пермского края от 09. 10.2009 г "о голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае", инициативная группа по проведению голосования обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению голосования должен содержаться вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на голосование, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения, также должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа и адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести голосование. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению голосования, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования, в котором должны быть указаны:
1) число и состав зарегистрированных участников собрания инициативной группы;число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении инициативы проведения голосования, которое должно составлять не менее 50 процентов от числа зарегистрированных участников собрания инициативной группы;решение о выдвижении инициативы проведения голосования;решение о назначении уполномоченных представителей инициативной группы;дата и место принятия решения.
Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению голосования обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Пермского края, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении голосования;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на голосование, требованиям настоящего Закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в избирательную комиссию муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению голосования и приложенных к нему документов.
Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на голосование, не отвечает требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Пермского края, настоящего Закона, иных законов Пермского края, устава муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению голосования в регистрации.
В случае отказа инициативной группе по проведению голосования в регистрации ей в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения выдается данное решение избирательной комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа.
Основанием отказа инициативной группе по проведению голосования в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Пермского края, настоящего Закона, иных законов Пермского края, устава муниципального образования. Отказ инициативной группе по проведению голосования в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Согласно ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Суд первой инстанции при вынесении решения установил, что в соответствии с протоколом собрания от 05.04.2010 года инициативной группой граждан в составе Щербакова Е.П., Шилова Г.А., Яковлева Б.А., Хомустенко Л.И., Гурылевой B.C., Ташкиновой Т.Н., Косованова Е.Н., Корольковой И.И., Данилова А.А., Невакшенова И.И., Лузина Е.Б., Панковой В.И. было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования и сбора подписей граждан о согласии населения муниципального образования "Чайковское городское поселение" на изменение статуса муниципального образования "Чайковское городское поселение" и выделении его из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" в связи с наделением муниципального образования "Чайковское городское поселение" статусом городского округа, и о согласии населения муниципального образования "Чайковский муниципальный район" на вьщеление из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" муниципального образования " Чайковское городское поселение" в связи с наделением муниципального образования "Чайковское городское поселение" статусом городского округа. Назначен уполномоченный представитель от инициативной группы Щербаков Е.П.
В ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению голосования от 05.04.2010 года отражены два вопроса. Для населения муниципального образования "Чайковское городское поселение" Пермского края предложен вопрос: "Согласны ли Вы на изменение статуса муниципального образования "Чайковское городское поселение" и выделение его из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" в связи с наделением муниципального образования "Чайковское городское поселение" статусом городского округа. Да или нет"
Для населения муниципального образования "Чайковский муниципальный район" вопрос: "Согласны ли Вы на выделение из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" муниципального образования "Чайковское городское поселение" в связи с наделением муниципального образования "Чайковское городское поселение" статусом городского округа. Да или нет".
27 июля 2010 года территориальной избирательной комиссией соответствующий пакет документов для рассмотрения представлен в Земское собрание Чайковского муниципального района Пермского края. Решением указанного представительного органа местного самоуправления от 29.09.2010 года N 823 вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на голосование населению Чайковского муниципального района, признан не соответствующим требованиям ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 годаN131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно указал о том, что вопрос, предложенный инициативной группой для вынесения на голосование, предполагает выяснение мнения населения по вопросу преобразования муниципального образования "Чайковское городское поселение", содержит информацию о виде преобразования, формулировка вопроса исключает множественность его толкования, неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения, на вопрос можно дать только один ответ. С учетом изложенного, суд обоснованно указал о соответствии вопроса, предложенного инициативной группой, действующему законодательству. Суд правомерно пришел к выводу о том, что выделение из состава муниципального района городского поселения в связи с наделением последнего статусом городского округа не что иное как преобразование городского поселения, осуществление которого допускается законодательством с согласия населения, в связи с чем является неверной позиция ответчика о том, что такой формы преобразования муниципального образования как выделение из состава муниципального района не существует.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений требований процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Довод кассационной жалобы о том, что инициативной группой граждан по проведению голосования предлагается только выразить согласие на выделение городского поселения из состава муниципального района в связи с наделением его статусом городского округа, а согласие населения муниципального района на изменение статуса городского поселения, не выясняется, что противоречит ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не влияет на законность вынесенного решения, поскольку, отвечая на вопрос о том, согласно ли население муниципального района на выделение городского поселения из состава муниципального района в связи с наделением его статусом городского округа, данное население автоматически ответит на вопрос о том, согласно ли оно на изменение статуса городского поселения.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что выделение муниципального образования "Чайковское городское поселение" из состава муниципального образования "Чайковский муниципальный район" не является преобразованием, судебная коллегия находит ошибочным, основанным на неверном толковании законодательства "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку выделение муниципального образования ведет к преобразованию муниципального образования, существующего ранее.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Земского собрания Чайковского муниципального района на решение Чайковского городского суда Пермского края от 28 октября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.