Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Титовца А. А.,
судей Треногиной Н. Г., Веретновой О. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 26 января 2011 года дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда города Перми от 18 ноября 2010 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Перми предоставить Рубанову Е. А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Перми общей площадью не менее 15 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края".
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рубанов Е. А. предъявил иск Администрации города Перми, Правительству Пермского края о возложении на администрацию города Перми обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Перми, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями статьи 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он имеет право на получение жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку является сиротой, воспитывался в детском доме и не имеет закрепленного жилого помещения.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал.
Ответчик- представитель администрации города Перми иск не признал, указав на незаконность требования истцом жилого помещения площадью не менее 33 кв.м., поскольку социальная норма предоставления жилья - 15 кв.м.Обеспечение детей-сирот жилыми помещения осуществляется за счет средств бюджета Пермского края, решение о предоставлении такого жилья на условиях социального найма также принимает Правительство Пермского края.
Ответчик - представитель Правительства Пермского края участие в судебном заседании не принимал. В письменном отзыве указал, что Правительство не осуществляет функции по предоставлению жилья. Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии у его родителей жилого помещения.
Представитель 3-го лица - Управления жилищных отношений администрации города Перми участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик - Правительство Пермского края просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд применил закон, не подлежащий применению. Суд, установив, что за Рубановым Е. А. была закреплена жилая площадь по улице ****, **, жилой дом признан непригодным для проживания, пришел к выводу об отсутствии закрепленного жилья. Между тем переселение граждан в случае признания жилого дома аварийным и непригодным для проживания является обязанностью муниципального образования. Поскольку финансовые обязательства, возникающие в связи с разрешением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, возложение судом обязанности на Правительство Пермского края выделить денежные средства для обеспечения жилым помещением истца из бюджета субъекта незаконно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней (пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему:
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем 2 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
В силу положений статьи 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 декабря 2004 г. N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди. жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения
Решением Пермской Городской Думы от 30 мая 2006 г. N103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истец Рубанов Е. А. родился дата. Родители истца: мать Г. и отец Р., решением Ленинского районного суда города Перми от 21 ноября 1997 года были лишены в отношении него родительских прав.
На основании постановления главы администрации Ленинского района города Перми от 29.08.1994 года N 358 Рубанов Е. А. являлся воспитанником Детского дома. В период с 01 января 2003 года по 30 июня 2007 года он воспитывался в государственном краевом образовательном учреждении " ***" г. Перми, с 01 июля 2007 года по 16 октября 2007 года - в " ***" города
Перми, находился на полном государственном обеспечении, за ним было закреплено жилье по адресу: город Пермь, улица ****. **.
Согласно акту межведомственной комиссии N 4 от 24 сентября 2004 года жилой дом по улице ****, ** был признан не пригодным для проживания.
С 03 сентября 2008 года после выпуска из детского дома-интерната Рубанов Е. А. жилым помещением обеспечен не был, закрепленное жилье отсутствовало. Он был поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, его номер по списку детей-сирот на 01 апреля 2010 года - 1265.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно исходил из приведенных фактических обстоятельств дела, согласно которым Рубанов Е. А. являлся сиротой, до 18 лет встал на жилищный учет, по окончании пребывания 03 сентября 2008 года в ***, он проживает в городе Перми по улице ****, **, закрепленного жилого помещения не имел, то есть в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ имел право на предоставление ему по договору социального найма органами исполнительной власти жилой площади по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм.
С регистрацией по адресу: Ильинский район, ****, улица ****, ** он статус не имеющего закрепленного жилого помещения не утратил, поскольку дом по улице ****, ** не был предоставлен ему в установленном законом порядке, фактически истец проживает в городе Перми.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию города Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Рубанову Е. А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м по договору социального найма в городе Перми.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решение Ленинского районного суда города Перми от 18 ноября 2010 года судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы Правительства Пермского края об отсутствии у Правительства Пермского края обязанности выделения денежных средств для приобретения и обеспечения истца жилым помещением не состоятельны по основаниям, приведенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 18 ноября 2010 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Правительства Пермского края, оставить без изменения, кассационную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.