Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего: Толстиковой М.А. судей Вотиновой Е.Г., Ивановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Оборина П.П. на решение Индустриального районного суда г.Перми от 01 ноября 2010г., которым постановлено:
"Оборину П.П. в удовлетворении требований, предъявленных к администрации г. Перми в лице управления жилищных отношений, Министерству социального развития Пермского края по г. Перми о признании незаконными действий -отказать в полном объеме ".
Заслушав доклад судьи Вотиновой Е.Г., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Оборин П.П. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьями 14 и 17 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 года.
09.03.2010 г. Управлением жилищных отношений Администрации гор. Перми он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и включен в список ветеранов Великой Отечественной войны под номером 17.
По заявлению Оборина П.П. учетное дело было направлено в Министерство социального развития Пермского края для решения вопроса о предоставлении жилищной субсидии.
Письмом Министерства социального развития Пермского края от 23.04.2010 г. N 33-08-01-91 Оборину в предоставлении субсидии отказано, учетное дело возвращено в Управление жилищных отношений Администрации г. Перми.
Оспаривая законность отказа, Оборин П.П. обратился в суд с иском к Администрации гор. Перми, Министерству социального развития Пермского края о признании права на предоставление жилищной субсидии, как инвалиду ВОВ, просил признать незаконными действия ответчиков по отказу в предоставлении субсидии, возложить на УЖО обязанность по направлению учетного дела в Министерство социального развития Пермского края, обязать Министерство социального развития Пермского края включить истца в сводный список для подготовки проекта распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год.
Истец Оборин П.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители ответчиков не принимали участия в судебном заседании, представили письменные отзывы.
Администрация г. Перми исковые требования не признала по тем основаниям, что Управление жилищных отношений администрации г. Перми не уполномочено принимать решение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата. Такими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О ветеранах" обеспечению жильем подлежат военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан в иных случаях не предусмотрено.
Позиция Министерства социального развития заключалась в том, что оно является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма. Истцом не приведены доказательства того, какими действиями Министерства социального развития Пермского края нарушены его права
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 г. N 19496-СК/07 правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждане, указанные в ст. 17 ФЗ "О ветеранах", в рамках реализации указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", не обладают.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Оборин П.П. просит отменить решение суда, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, Оборин П.П. считает неправомерным вывод суда в решении о том, что на него не распространяются льготы и компенсации, предусмотренные для инвалидов ВОВ, соответственно у истца отсутствует право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав объяснения представителя истца Оборина П.П. по доверенности Демидова Д.С., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене из-за нарушений норм процессуального права, неправильного применения норм материального права/п.4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ/.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационной жалобы, если дело было рассмотрено судом в незаконном составе.
Согласно ст. 28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Из представленных материалов дела следует, что Оборин П.П. обратился в суд с иском к Администрации гор. Перми, Министерству социального развития Пермского края о признании за ним, имеющим статус инвалида ВОВ, права на
жилищную субсидию. Иск предъявлен в Индустриальный районный суд гор. Перми по месту жительства истца. Дело данным судом рассмотрено по существу, тогда как ни один из ответчиков не находится в Индустриальном районе гор. Перми, юридический адрес обоих ответчиков - Ленинский район гор. Перми.
При таких данных, иск Оборина П.П. был принят к производству Индустриального районного суда гор. Перми с нарушением правил подсудности, дело рассмотрено судом в незаконном составе и решение подлежит отмене.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на допущенное судом нарушение норм материального права.
Суд установил, что истец Оборин П.П. является ветераном- участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, имеет права и льготы, предусмотренные ст. ст. 14,17 Федерального Закона " О ветеранах".
Ст. 14 названного Закона предусматривает в качестве одной из мер социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны.
Отказывая Оборину П.П. в иске, суд исходил из того, что право на предоставление жилищной субсидии предоставлено действующим законодательством лишь инвалидам Великой Отечественной войны, тогда как истец является ветераном войны, статуса инвалида войны не имеет, поскольку заболевание, вследствие которого Оборин П.П. признан инвалидом, приобретено им в мирное время.
Иных оснований к отказу в иске судом в решении не приведено.
В силу ч.2 ст. 15 ФЗ " О ветеранах",
" Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования".
Таким образом, в данной норме закона закреплено право участников войны, имеющих инвалидность, на предоставление мер социальной поддержки инвалидов войны, независимо от того, что эти лица признаны инвалидами вследствие общего заболевания, а не заболевания, полученного во время Великой Отечественной воны. Суд этой нормы закона не учел, принял во внимание дату и причину признания Оборина П.П. инвалидом, тогда как эти обстоятельства не имели правового значения для разрешения заявленного иска, поэтому вывод суда об отсутствии у истца прав и льгот инвалида войны не соответствует фактическим обстоятельствам и закону.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. В соответствии со ст. ст. 28, 33 ГПК РФ, с учетом правил территориальной подсудности, дело подлежит передаче на рассмотрение в Ленинский районный суд гор. Перми.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 01 ноября 2010 г. отменить. Передать дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд гор. Перми.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.