Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Мезениной М.В., Мехоношиной Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 31 января 2011 года дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 12 ноября 2010 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию **** предоставить И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади на состав семьи из трех человек по договору социального найма в г. Губаха Пермского края, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.
В удовлетворении исковых требований об обязании Правительства Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации **** на приобретение благоустроенного жилого помещения И., на семью из 3 человек - отказать".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения прокурора Л., полагавшей, что решение отмене не подлежит, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Губахи в интересах И. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и администрации ****, с учетом уточненных исковых требований просил предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из трех человек, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; возложении на Правительство Пермского края обязанности выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации **** на приобретение благоустроенного жилого помещения И., на семью из 3 человек.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159 - ФЗ И., дата г.р., приобрела право на внеочередное получение жилья, поскольку ее отец И1. 16.02.1993 года умер, мать И2. лишена родительских прав и умерла 28.10.1999 года. В 2009 году И. закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования " ***", однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. И. имеет на иждивении двух малолетних детей 2004 и 2010 года рождения. 23.02.2001 года истец был постановлена на учет для получения жилья в отделе опеки и попечительства администрации ****. Закрепленного жилого помещения И. не имеет, в связи с чем она приобрела право на получение жилого помещения вне очереди.
В судебном заседании помощник прокурора г. Губахи и истица И. исковые требования поддержали.
Представитель администрации **** исковые требования не признала.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Председатель Правительства Пермского края, ссылаясь на то, что наличие на иждивении истицы малолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. В соответствии с п. 5 Положения о порядке распределения и использовании средств, предусмотренных на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением правительства Пермского края от 10.08.2006 года N16-п, Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году, и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года. С учетом этого, Правительство Пермского края распределяет средства исходя из количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семьи, что соответствует также ст.8 Федерального закона РФ N159-ФЗ.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов кассационной жалобы (ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно применил материальный закон (ч. 2. ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст.6, 8 Закона Пермской области N1939-419 от 29.12.2004 года "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 1,2,8 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п), и исходил из того, что И. отвечает всем необходимым условиям для внеочередного получения жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители И. умерли; жилое помещение за истицей не закреплено; она стоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в собственности жилья не имеет, права пользования жилым помещением не приобрела, в связи с чем после окончания учреждения среднего профессионального учреждения она должна быть обеспечена жилым помещением по данному основанию. С учетом наличия на иждивении И. двух малолетних детей, не обеспеченных жилым помещением, исходя их положений ст.1, п.З.ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", суд обоснованно посчитал, что жилое помещение И. должно быть предоставлено истице с учетом членов ее семьи - несовершеннолетних П. и П.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом правильно применены нормы материального права и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют данным обстоятельствам. Судом дана надлежащая правовая оценка доказательствам, на которые ссылались истцы в обоснование заявленных требований (ст.67, ч.4 ст. 198 ГПК РФ), и результаты которой нашли отражение в решении суда.
Приведенные в кассационной жалобы Правительства Пермского края доводы о том, что предоставление истцу жилого помещения с учетом членов семьи противоречит действующему законодательству, является несостоятельным.
Согласно ст.1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.З ст.9 названного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц.
Принятое во исполнение ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вышеназванное постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. определяет только порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не оговаривает права членов семьи указанной категории граждан при непосредственном предоставлении жилого помещения.
При этом данный нормативный акт не содержит запрета на предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на несколько человек, если к моменту предоставления жилого помещения у них имеются члены семьи, в том числе несовершеннолетние дети, нуждающиеся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, о наличии обстоятельств, в силу ст.362 ГПК РФ являющихся основанием к отмене решения суда, не свидетельствуют, в силу чего кассационная жалобе удовлетворению не полежит.
Руководствуясь ст. 199, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 12 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.