Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Толстиковой М.А.,
судей Вотиновой Е.Г. и Ивановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании г. Перми 24 января 2011 года дело по кассационной жалобе администрации Александровского городского поселения на решение Александровского городского суда Пермского края от 06 декабря 2010 года, которым постановлено:
Признать действия администрации Александровского городского поселения Пермского края по отказу в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, незаконными.
Обязать администрацию Александровского городского поселения Пермского края осуществлять учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., объяснения представителя Прокуратуры Пермского края по доверенности Сысоевой СМ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Александровска Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными действий администрации Александровского городского поселения, выразившихся в отказе постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилых помещениях; о возложении обязанности на администрацию Александровского городского поселения осуществлять учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Заявление мотивировано тем, что в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст.57 ч.2 ЖК РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье предоставляется вне очереди. При этом жилье предоставляется только в том случае, если лица, относящиеся к указанным категориям, в установленном порядке поставлены на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу действующего законодательства решение вопроса о постановке лица на учет находится компетенции органа местного самоуправления по месту жительства лица, обратившегося за разрешением данного вопроса. В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Александровска установлен факт нарушения администрацией Александровского городского поселения законодательства, регулирующего вопрос прав и дополнительных гарантий детей-сирот и приравненных к ним категорий лиц, в виде уклонения от постановки на учет. Выявив указанные факты, прокурор г. Александровска направил в адрес Александровского городского поселения представление в установленном порядке, согласно ответа на указанное представление орган местного самоуправления не усматривает в своих действиях каких-либо нарушений действующего законодательства. Полагая, что действия администрации г. Александровска ведут к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор настаивал н удовлетворении заявления.
Представитель администрации Александровского городского поселения Пермского края - по доверенности Ш. с заявлением не соглашалась.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Александровского городского поселения, указывая на его незаконность и необоснованность. Суд неверно применил материальный закон. Так из положения ч.З ст. 52 ЖК РФ следует, что заявление о принятии на учет в качестве
нуждающегося в жилых помещениях может быть подано лицом не по месту своего жительства. Из анализа законодательства, регулирующего вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и приравненных к ним категорий лиц, следует, что данный вопрос отнесен к полномочиям государства, к вопросам местного значения не отнесен. Согласно п.6 ст. 14 Федерального Закона " Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 г. N131-Ф3, а также Устава Александровское ГП наделено полномочиями на решение вопросов о постановке на учет малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении элитных условий; аналогичными полномочиями в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не наделено. Удовлетворяя заявление прокурора, суд не учел положения п. 25 Постановления Пленума ВС РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10.02.2009 г. N2 и не исследовал вопрос о том, имеет ли городское поселение полномочия на принятие решения или совершение действия; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. По мнению автора жалобы, вывод о несоответствии действий Администрации Александровского городского поселения действующему закону постановлен судом исходя из неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно,
совокупности собранных по делу доказательств судом дана соответствующая оценка,
выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и
истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом
не допущено.
По правилам ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления в случае, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По правилам ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, права и законные интересы которых нарушены (или могут быть нарушены), с заявлением в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального Кодекса РФ может обратиться прокурор.
Из материалов дела следует, что 14.04.09 г. в адрес администрации Александровского городского поселения Пермского края поступило ходатайство ГУЗ " ***" г. Перми о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении воспитанника Терентьева A.M., дата рождения. Не разрешив вопрос по существу, администрация Александровского ГП направила указанное ходатайство в администрацию Александровского муниципального района Пермского края по мотиву того, что решение данного вопроса находится в компетенции этого органа местного самоуправления (л.д.8).
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по существу администрация Александровского городского поселения уклонилась от исполнения своей обязанности по постановке на учет нуждающегося в жилом помещении несовершеннолетнего Терентьева A.M., что влечет нарушение его прав, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих право на обеспечение жильем в порядке ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996 года.
В развитие указанного Федерального закона принят Закон Пермской области " О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939 - 419, из положения ст. ст. 6 которого следует, что обеспечение таких детей жилым помещением осуществляется органами по месту жительства вне очереди в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Указанный порядок установлен Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утв. Указом губернатора Пермской области N170 от 22.06.2000 г. (далее Правила). В соответствии с п.5 Правил постановка на учет детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 г. N131-Ф3 городское поселение отнесено к органам местного самоуправления. Судом с учетом анализа положений ст. 14 и 15 указанного Закона сделан вывод о том, что действия по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, отнесен к компетенции Александровского городского поселения, а не Александровского муниципального района. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу, в решении приведены, вывод является полным, нормам материального закона не противоречит.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции. Исходя из доводов кассационной жалобы, администрация городского поселения не отрицает наличие обязанности по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, из числа малоимущих. Несмотря на то, что правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, урегулированы специальными законами (Федеральными и субъекта Федерации), каких-либо исключений к вопросу о том, каким органом осуществляется учет входящих в данную категорию лиц, нуждающихся в жилье, законодательством не предусмотрено. При таких обстоятельствах суд правильно исходил из того, что все действия, связанные с постановкой на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц из их числа, должны осуществляться органом местного самоуправления по месту жительства такого лица. Применительно к настоящему спору таким органом является администрация Александровского городского поселения, поскольку в детское учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, Терентьев A.M. поступил из г. Александровска Пермского края, который следует считать его местом жительства.
Доводами кассационной жалобы правильность указанного вывода не опровергается. Иных оснований к отмене решения кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу администрации Александровского городского поселения на решение Александровского городского суда Пермского края от 06 декабря 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.