Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Лаврентьева В.Ю. судей Няшина В.А., Елецких О.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.11.2010 года, которым постановлено признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 22.06.2010 года N И-21-01-09-12878 о предоставлении в собственность земельный участок N 79 площадью 834 кв.м. по адресу **** неправомерным.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N **** Болотовой Н.А.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болотова Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка. Истец пояснил следующее.
Болотова Н.А. является членом СНТ " ***", за ней закреплен земельный участок N 79 площадью 834 кв.м. О предоставлении указанного земельного участка ей в собственность Болотова Н.А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми. Письмом от 22.06.2010 года N И-21-01-09-12878 ей было указано на необходимость предварительного предоставления кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке. Указанные требования она считает незаконными, так как в ФЗ " О садоводческих... объединениях граждан" необходимость предоставления указанных документов не предусмотрена. В судебном заседании истец не участвовал. Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено решение, об отмене которого просит ответчик. Доводы жалобы следующие. При принятии решения судом допущено существенное нарушение норм материального права. Требование Департамента о предоставлении кадастрового паспорта основано на положениях земельного законодательства (ст.11.1, п.4 ст.11.4 ЗК РФ). Решение вопроса о предоставлении участка в собственность находится в ведении органа местного самоуправления и не входит в компетенцию судебных органов.
В нарушение п.4 ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" заявитель не представил проект организации и застройки территории данного СНТ либо иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в данном СНТ. Разработанный проект организации и застройки территории данного СНТ должен быть утвержден общим собранием СНТ. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям устанавливается Земельным кодексом РФ, который имеет приоритет перед другими федеральными законами. В связи с этим границы земельных участков должны быть установлены в общем порядке и в соответствии со специальной нормой.
Обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.347 ГПК РФ, законность и обоснованность судебного решения проверяется исходя из доводов кассационной жалобы. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Материалами дела установлено следующее.
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального Закона от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
08.02.1989 года коллективному саду при ПО " Организация" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации в квартале N 101, 102 Гайвинского лесничества Закамского лесхоза в Орджоникидзевском районе г.Перми, что подтверждается актом, свидетельством о праве бессрочного пользования. Коллективный сад при ПО " Организация" был переименован в СНТ " ***" Орджоникидзевского района г.Перми, что следует из справки МИ ФНС N ** по Пермскому краю.
Болотова Н.В. является членом коллективного сада ***, за ней закреплен земельный участок N 79 площадью 834 кв.м., расположенный по адресу: ****. Болотова Н.А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми. Письмом от 22.06.2010 года N И-21-01-09-12878 ей было указано на необходимость предварительного предоставления кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке.
При этом суд правильно исходил из того, что описанная в п. 4 ст. 28 Федерального Закона от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" процедура бесплатного приобретения в собственность земельного участка, предоставленного гражданину в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, не требует предоставления кадастрового плана, на что ссылался в ответе заявителю Департамент земельных отношений. Кадастровый паспорт земельного участка является обязательным документом для государственной регистрации права собственности гражданина, а не для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Доказательств, свидетельствующих о том, что существует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность, ответчиком не представлено.
Суд правильно указал, что требований к оформлению описания местоположения земельного участка, а также к заключению правления некоммерческого объединения в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не установлено и правильно посчитал, что представленное истцом в департамент земельных отношений администрации г.Перми описание местоположения земельного участка не противоречит требованиям закона. Данный документ изготовлен ООО " Организация1", имеющим лицензию на геодезическую и картографическую деятельность, при этом само описание содержит определенные данные, в том числе характерные точки границ земельного участка с указанием их координат, а также иные данные (длину, дирекционные углы), которые позволяют определить на местности границы соответствующего земельного участка.
Совокупности собранных по делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам - судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.
Доводы кассационной жалобы Департамента земельных отношений не влекут необходимость отмены решения суда. Оформление прав на участки землевладельцами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан состоит из двух этапов. Сначала следует получить решение о передаче участка в собственность в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, обладающем правом предоставления такого земельного участка, а затем зарегистрировать право собственности в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав. При этом Федеральный Закон от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" не требует от гражданина -землевладельца предоставления кадастрового паспорта садового земельного участка на первом этапе.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.11.2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.