Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Титовца А.А.
Судей Треногиной Н.Г., Веретновой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 19 ноября 2010г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Чердынского района к представительному органу Земскому Собранию Чердынского муниципального района о признании недействующей ст. 49 Устава муниципального образования " Чердынский муниципальный район"- отказать"
Заслушав доклад судьи Н.Г. Треногиной, прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., поддержавшей доводы кассационного представления, проверив дело, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чердынского района Пермского края в порядке гл. 24 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании недействующей ст. 49 Устава муниципального образования - Чердынский муниципальный район как противоречащей закону.
В обоснование требований указал, что ст. 49 Устава муниципального образования -Чердынский муниципальный район, от 29.12.2007г. (в редакции от 10.09.2009г.) устанавливает, что лицу, замещавшему должность главы Чердынского муниципального района, при прекращении полномочий по основаниям иным, кроме утраты гражданства Российской Федерации, отзыва, удаления в отставку по инициативе Земского Собрания или высшего должностного лица Пермского края, вступления в силу приговора суда в отношении должностного лица, выхода на пенсию, признания по решению суда недееспособным, объявления умершим или безвестно отсутствующим до устройства на новое место работы в течение одного года сохраняется компенсация среднемесячной заработной платы с учетом индексации. Если на новом месте работы размер его заработной платы лица, замещавшего должность главы муниципального района, ниже размеров заработной платы получаемой ранее, то за счет средств местного бюджета производится доплата до уровня размера его ранее получаемой заработной платы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрены какие-либо социальные гарантии выборных должностных лиц, глав местных администраций в части получения заработной платы после окончания своих полномочий или прекращения срока службы. Указанные гарантии для главы администрации не предусмотрены ни федеральным, ни региональным законодательством. Из положений ст. 6 ТК РФ следует, что акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права не должны противоречить Трудовому кодексу иным федеральным законам. К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам ( включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Поскольку в настоящее время каких-либо льгот по выплате заработной платы выборных должностных лиц в части получения заработной платы после окончания срока своих полномочий или прекращения срока службы, федеральным и региональным законодательством не предусмотрено, в связи с чем ст. 49 Устава муниципального образования не соответствует закону.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурор Чердынского муниципального района Пермского края просит решение суда отменить, считая его незаконным, указывая на то, что суд неправильно применил нормы материального права. Выводы суда об отказе прокурору в требованиях по мотиву того, что нормы ст. 49 Устава Чердынского муниципального района, как социальная защита выборного должностного лица прекратившего исполнение своих должностных обязанностей, предусматривается трудовым законодательством, так как повышает уровень социальной защиты, и установлена представительным органом местного самоуправления в пределах прав, предоставленных п. 10 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ является ошибочным, так как основан на неправильном применении и толковании норм материального права. Часть 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ прямо указывает на то, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований только в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ. В настоящее время в федеральном и региональном законодательстве отсутствуют нормы разрешающие представительному органу местного самоуправления устанавливать гарантии осуществления полномочий выборному должностному лицу местного самоуправления, таких как право на получение назначенной заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности. Вывод суда о том, что ст. 49 Устава не противоречит трудовому законодательству, так как ст. 172 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. По смыслу данной нормы закона, такие гарантии могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий, а не по окончании срока полномочий, как это предусмотрено в оспариваемой норме Устава.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пп. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Принятое по делу решение приведенным требованиям не отвечает, суд основал свои выводы на неправильном толковании норм материального права.
При этом в силу ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия, отменяя решение суда, считает возможным постановить новое решение, поскольку все обстоятельства по настоящему делу, установлены.
Из материалов дела следует: Решением Земского Собрания Чердынского муниципального района от 29.12.2007г. N 327 принят Устав муниципального образования " Чердынский муниципальный район", который зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 01.02.2008г., и опубликован в изданиях " Северная звезда" N7 15.02.2008г., " Северная звезда" N8 22.02.2008г. Статья 49 Устава муниципального образования - Чердынский муниципальный район,(в редакции от 10.09.2009г.) устанавливает, что лицу, замещавшему должность главы Чердынского муниципального района при прекращении полномочий по основаниям иным, кроме утраты гражданства Российской Федерации, отзыва, удаления в отставку по инициативе Земского Собрания или высшего должностного лица Пермского края, вступления в силу приговора суда в отношении должностного лица, выхода на пенсию, признания по решению суда недееспособным, объявления умершим или безвестно отсутствующим до устройства на новое место работы в течение одного года сохраняется компенсация среднемесячной заработной платы с учетом индексации. Если на новом месте работы размер заработной платы лица, замещавшего должность главы муниципального района, ниже размеров его заработной платы получаемой ранее, то за счет средств местного бюджета производится доплата до уровня размера его ранее получаемой заработной платы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в редакции от 2005 года), утратившего силу с 01.01.2009, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующего на момент принятия Устава Чердынского муниципального района предусматривалось, что депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Гарантии осуществления деятельности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления определялись нормами главы 3 Закона Пермской области от 18.11.1997 года N 896-136 " О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области". Согласно ст. 10 названного Закона предусматривалось что материально-финансовое обеспечение деятельности выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств местного бюджета, на условиях, предусмотренных законами Пермской области и Уставом муниципального образования, а также иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В пункте 2 ст. 10 Закона указано на то, что выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в случае не избрания на должность после окончания срока его полномочий; упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления либо изменением административно -территориального устройства муниципального образования; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей. Если уровень заработной платы лица, освобожденного от должности выборного должностного лица по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой им должности выборного должностного лица с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности по решению представительного органа местного самоуправления производится доплата до уровня прежней заработной платы из средств местного бюджета в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренного Уставом муниципального образования.
Приведенный выше Закон Пермской области от 18.11.1997 года N 896-136, утратил силу с 01.01.2006 года, в связи с принятием Закона Пермского края от 29.12.2005 года N 2804-632. Иных региональных законов, предусматривающих оспариваемые социальные гарантии для руководителей органов местного самоуправления после освобождения их от должности либо наделяющих правом установления таких гарантий в соответствующих Уставах местных органов самоуправления - не имеется.
На основании ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.
Такое же положение закреплено в ст. 40 п. 5.1 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствие с которой гарантии/осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта РФ.
В данном случае ни законы Пермского края, ни федеральные законы таких гарантий не предусматривают. Таким образом, после утраты силы Закона Пермской области от 18.11.1997 года N 896-136, с 01.01.2006 года, оспариваемое положение Устава не соответствует требованиям Федерального закона "Об общих принцилах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003г., соответственно ст. 49 Устава Чердынского муниципального района, начиная с 01.01.2006 приведению в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательством Земским Собранием Чердынского муниципального района, либо могла быть оспорена в судебном порядке, что и сделано прокурором в рамках его полномочий.
Ошибка суда первой инстанции заключается в том, что правильно установив соответствие оспариваемой ст. 49 37 Устава Закону субъекта Федерации на момент принятия Устава, не принял во внимание то обстоятельство, что в дальнейшем при изменении федерального и регионального законодательства Устав должен был соответствовать изменившемуся законодательству.
При таких обстоятельствах решение Чердынского районного суда Пермского края от 19 ноября 2010 года подлежит отмене и суд кассационной инстанции постановляет новое решение.
В силу ст. 253 ч. 2 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку до обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением оспариваемое положение Устава фактически применялось, судебная коллегия полагает, что ст. 49 Устава Чердынского муниципального района подлежит признанию недействующей со дня вступления в законную силу настоящего определения (со 2 февраля 2011 года).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 19 ноября 2010 года отменить.
Принять новое решение, которым заявление прокурора Чердынского района Пермского края удовлетворить. Признать недействующей и не подлежащей применению со дня вступления настоящего определения в законную силу - со 2 февраля 2011 года -ст. 49 Устава муниципального образования - Чердынский муниципальный район, утвержденного решением Земского Собрания Чердынского муниципального района от 29 декабря 2007г., с изменениями, внесенными решением Земского Собрания Чердынского муниципального района от 10.09.2009г. N 652.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.