Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О.В.
и судей Ворониной Е.И., Косенковой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 февраля 2011 г. дело по кассационному представлению прокурора Октябрьского района на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 22 декабря 2010 года, которым постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район Пермского края" приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Шайдуллину В.Р. по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, в остальной части исковых требований к администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район Пермского края" - отказать.
В удовлетворении заявленных требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шайдуллину В.Р. на семью из двух человек отказать
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой СМ. об отмене решения суда, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Шайдуллина В.Р. с иском к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении Шайдуллину В.Р. вне очереди благоустроенного жилого помещения на семью из двух человек.
Требования прокурора мотивированы тем, что Шайдуллин В.Р. имеет статус лица из числа детей-сирот в связи с тем, что его родители: отец - Ш. умер 19.11.1999 года, мать - Ш1. умерла 06.02.1997 года. Постановлением главы администрации Енапаевского сельского совета Октябрьского района от 02.09.2002 года N 8 над Шайдуллиным В.Р. установлена опека. Согласно постановлению главы администрации Басинского сельского совета Октябрьского района от 28.10.2002 года N 52 Шайдуллин В.Р. поставлен в льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое за Шайдуллиным В.Р. сохранено право пользования, отсутствует. 03.11.2010 года между Шайдуллиным В.Р. и М. заключен брак. В 2008 году Шайдуллин В.Р. окончил службу в армии. В настоящее время Шайдуллин В.Р. совместно с супругой проживает в квартире по найму. Таким образом, в настоящий момент Шайдуллин В.Р., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Шайдуллин В.Р. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм на семью из двух человек. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шайдуллину В.Р. на семью из двух человек и обязать администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район Пермского края" за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Шайдуллину В.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления на семью из двух человек.
В судебном заседании прокурор и Шайдуллин В.Р. поддержали заявленные требования.
Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, в письменном заявлении указал на несогласие с иском.
Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в кассационном представлении прокурора Октябрьского района. В кассационном представлении приведены доводы о несогласии с решением суда в части отказа о возложении обязанности на администрацию Октябрьского муниципального района предоставить вне очереди Шайдуллину В.Р. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с учетом членов его семьи, в том числе с учетом супруги. По мнению заявителя, нормы материального права, ссылка на которые приведена в кассационном представлении, предусматривают, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при совокупности условий, установленных п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и абз.2 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеют право на предоставление органом местного самоуправления по месту жительства жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ с учетом членов их семей. Суд в мотивировочной части решения суда сделал вывод о том, что суду не представлено доказательств о составе семьи. Далее со ссылкой на ст.56, 57, 191, 196 ГПК РФ указывается на то, что суд должен был предложить Шайдуллину В.Р. представить письменные доказательства по делу.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационного представления, находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств по делу и нарушением норм процессуального права (п.п. 1,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).
В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась ив п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам : детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N122-ФЗот 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого закона.
Это дети - сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Согласно п. 2 Положения " О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение ( строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Как следует из материалов дела Шайдуллин В.Р. является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать Ш1. умерла 06 февраля 1997 года, отец Ш. умер 19 ноября 1999 года (л.д. 16-18).
Постановлением администрации Енапаевского сельского совета Октябрьского района Пермской области от 02.09.2002 года, над несовершеннолетним Шайдуллиным В.Р. установлена опека в лице С.
Постановлением администрации Басинского сельсовета Октябрьского района Пермской области от 28.10.2002 года N 52, Шайдуллин В.Р. поставлен на льготную очередь для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д.8).
Согласно справке администрации Басинского сельского поселения Октябрьского муниципального района, Шайдуллин В.Р. зарегистрирован по месту жительства с рождения по настоящее время в д. **** в доме, который снесен. На территории поселения жилья не имеет.
Выводы суда в части удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район Пермского края" приобрести благоустроенное жилое помещение и предоставить его вне очереди Шайдуллину В.Р. являются правильными и в кассационном представлении не обжалуются.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований о приобретении жилого помещения Шайдуллину В.Р. на семью из двух человек, включая жену М., суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств свидетельствующих о том, что Шайдуллин В.Р. и М. состоят в зарегистрированном браке и что М. не обеспечена жилым помещением.
С указанными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании "город Пермь" установлена Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма". В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Решения минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи; благоустроенными жилыми помещениями, применительно к условиям города Перми, являются помещения, находящиеся в зданиях капитального типа и оборудованные центральным отоплением, электроснабжением, центральным холодным водоснабжением, центральным либо автономным горячим водоснабжением, канализацией, газовой или электроплитой.
Для иных муниципальных образований в составе субъекта РФ учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определяются на основании Решений, действующих для соответствующего муниципального образования.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Согласно п. 3 ст. 9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) предоставляются с учетом членов их семей. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющихся у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности.
В соответствии с требованиями ст. 5 6 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ч.1 ст. 5 7 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В силу ч.1 ст. 191 ГПК РФ в случае, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.
Согласно ч.2 ст. 196 ГПК РФ суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения.
Между тем, по мнению судебной коллегии, судом указанные процессуальные требования не выполнены. В исковом заявлении требования о приобретении жилого помещения и предоставлении его по договору социального найма заявлены на семью Шайдуллина В.Р. из двух человек, указывая на то, что Шайдуллин В.Р. состоит в зарегистрированном браке с М. К исковому заявлению приложена копия паспорта Шайдуллина В.Р. с отметкой о регистрации брака 03.11.2010 года с гр. М.
Таким образом, с учетом указанных выше процессуальных требований, а также заявленных исковых требований, суду следовало определить обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения спора и доказательства в полном объеме, вынести эти обстоятельства на обсуждение и предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Как усматривается из определения о назначении дела к судебному разбирательству от 01.12.2010 года процессуальные требования, предусмотренные ст.ст.56, 57 ГПК РФ судьей не выполнены.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признано законным и обоснованным, в силу чего подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, так как нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
Несмотря на правильные выводы суда первой инстанции в части исковых требований по Шайдуллину В.Р., исковые требования были заявлены о предоставлении жилого помещения на семью из двух человек, таким образом, указанные требования неразрывно связаны между собой и не могут быть рассмотрены отдельно, решение суда подлежит отмене в полном объеме.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное. Предложить сторонам представить по делу дополнительные доказательства, подтверждающие регистрацию брака Шайдуллина В.Р. и М., а также сведения о наличии либо отсутствии в собственности М. жилого помещения. Поскольку материалы дела не содержат указанных сведений в полном объеме, судебная коллегия лишена возможности принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст.199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Пермского края от 22 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.