Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О.В.
и судей Ворониной Е.И., Косенковой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 февраля 2011 г. дело по кассационной жалобе Председателя Правительства Пермского края на решение Частинского районного суда Пермского края от 11.11.2010 года, которым постановлено:
Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Зарубиной А.А. к Правительству Пермского края: обязать Правительство Пермского края предоставить Администрации Частинского муниципального района Пермского края денежные средства на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров в с. **** для предоставления его вне очереди по договору социального найма Зарубиной А.А.
Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Зарубиной А.А. к Администрации Частинского
муниципального района Пермского края: обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края приобрести на территории **** жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта, в котором оно расположено, общей площадью не менее 33 квадратных метров для последующего предоставления его вне очереди по договору социального найма Зарубиной А.А.
Отказать прокурору Частинского района в удовлетворении требования в интересах Зарубиной А.А. к Правительству Пермского края об обязании Правительства Пермского края предоставить Зарубиной А.А. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта, в котором оно расположено, общей площадью не менее 33 квадратных метров в с. ****.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Частинского района обратился в суд с иском в интересах Зарубиной А.А. к Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению денежных средств на приобретение жилья и о внеочередном предоставлении жилья, к Администрации Частинского муниципального района Пермского края об обязании приобретения жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что Зарубина А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 25.06.2008 г. Зарубина А.А. окончила профессиональное училище в г. ****. До направления в приёмную семью в Осинском районе она проживала на территории с. ****. Истица не имеет жилого помещения в собственности, на праве социального найма, а также закреплённого за ней. В данное время она проживает в жилом помещении, принадлежащем бывшему приёмному родителю, вернуться в с.Частые не имеет возможности в связи с отсутствием жилого помещения. В установленный законом срок она не была обеспечена по месту жительства вне очереди жилым помещением. Прокурор указывает, что истица должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв. м. При этом прокурор ссылается на абзац 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Учёт лиц данной категории для предоставления им жилого помещения, непосредственно приобретение возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, а приобретённые жилые помещения предоставляются на условиях социального найма в силу пунктов 2,3,8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской федерации, и денежные средства на приобретение истцу жилого помещения должны быть предоставлены из бюджета Пермского края.
В судебном заседании прокурор и Зарубина А.А. поддержали заявленные требования.
Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в возражении на иск указал на несогласие с заявленными требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. поставлен вопрос в кассационной жалобе Правительства Пермского края. В обоснование жалобы указывается на незаконность выводов суда в указанной части со ссылкой на Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В возражении на кассационную жалобу прокурор Частинского района просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п.З ст.9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан.
Как следует из материалов дела заочным решением Частинского районного суда Пермской области от 12.09.2002 года Зарубина М.А. лишена родительских прав в отношении детей: Зарубиной А.А., дата рождения, Зарубиной А.А., дата рождения, переданы дети на воспитание органу опеки и попечительства по Частинскому району. Постановлением администрации Частинского сельсовета N 238 от 29.11.2002 года Зарубина А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно справке администрации Частинского сельского поселения Пермского края от 11.02.2010 года Зарубиной А.А., дата рождения, на территории Частинского сельского поселения жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось и жилое помещение не закреплялось.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Зарубина А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению Зарубиной А.А. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метра, являются правомерными.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности вывода суда в части предоставления жилого помещения Зарубиной А.А. общей площадью не менее 33 кв.м. по изложенным выше основаниям являются несостоятельными, отмену решения суда не влекут. Иных доводов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Председателя Правительства Пермского края на решение Частинского районного суда Пермского края от 11.11.2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.