Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Балуевой Н.А. и судей Лапухиной Е.А., Хрусталевой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 21 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе администрации Чайковского муниципального района Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 22 декабря 2010 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Баскиеву Ф.Д. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Отказать Чайковскому городскому прокурору в удовлетворении заявления в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по выделению из бюджета Пермского края администрации Чайковского муниципального района Пермского края денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для Баскиева Ф.Д.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хрусталевой Л.Е., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Баскиева Ф.Д. об обеспечении благоустроенным жилым помещением в г. Чайковский Пермского края. В обоснование иска указал, что Баскиев Ф.Д., обладающий статусом лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 24 мая 2001 года. 5 декабря 2001 года Баскиев Ф.Д. закончил Профессиональное училище N ***. Просил возложить на администрацию Чайковского муниципального района обязанность по предоставлению Баскиеву Ф.Д. за счет средств краевого бюджета благоустроенного жилого помещения в г. Чайковский Пермского края, площадью не менее 18 кв. метров, на условиях договора социального найма. Также просил возложить на Правительство Пермского края обязанность по выделению из бюджета денежных средств администрации Чайковского муниципального района на приобретение жилья для Баскиева Ф.Д.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Баскиев Ф.Д. заявленные в его интересах требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Чайковского муниципального района - В. иск не признала, в обоснование возражений указала, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели.
Ответчик - Правительство Пермского края - о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменный отзыв на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Чайковского муниципального района. В кассационной жалобе указывается, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Администрация Чайковского муниципального района все свои обязанности по предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья, выполняет в полном объеме в пределах средств, выделенных Правительством Пермского края. Администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, так как финансирование на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к расходным обязательствам Правительства Пермского края. Суд неправильно истолковал нормы ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Указанные правовые нормы предусматривают внеочередное предоставление жилого помещения в зависимости от состоящих на учете других лиц, обладающих аналогичным правом, поэтому предоставление жилого помещения осуществляется согласно списки, который формируется по мере поступления заявления о постановке на учет. Решение суда нарушает права и законные интересы других заинтересованных лиц, которые состоят в списке ранее истца, и без участия которых рассмотрено дело.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с ч. 1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы.
Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана оценка, нарушений требований материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании представленных документов.
В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил лица из числа детей сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей) вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что Баскиев Ф.Д. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, поэтому у него возникло право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и основанным на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 2.9 Положения "О муниципальном жилищном фонде муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20 декабря 2007 года N 402 (в ред. от 17.03.2010 года) установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека.
Суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о предоставлении Баскиеву Ф.Д. жилого помещения по договору социального найма в городе Чайковский Пермского края общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поскольку все свои обязательства по обеспечению лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполняет в полном объеме в пределах выделяемых ей Правительством Пермского края денежных средств, являются несостоятельными.
Суд первой инстанции правильно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления, поскольку предоставление Баскиеву Ф.Д. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение суда нарушает права и законные интересы других заинтересованных лиц, которые состоят в списке, ранее истца, основанием для отмены решения суда не являются.
Исходя из буквального толкования требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы кассационной жалобы о том, что предоставление жилья Баскиеву Ф.Д. следует осуществлять в установленной очередности. В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.1006 года N 16-П. Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 1005 году (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) предусматривает обеспечение вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Иных правовых доводов, влекущих отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 22 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Чайковского муниципального района на решение Чайковского городского суда Пермского края от 22 декабря 2010 года без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.