Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Гилевой М.Б. и судей Абашевой Д.В., Кузнецовой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17 декабря 2010 г., которым постановлено:
Признать отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: ****, неправомерным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми согласовать местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу: ****.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Челпанова О.С, Шишкин А.С, Шишкин К.В. обратились в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в согласовании акта незаконным, возложении обязанности согласовать акт местоположения границ земельного участка. Требования мотивировали тем, что на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности от 30.06.2009 года они являются сособственниками земельного участка, площадью 1760, расположенного по адресу: ****. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.03.2009 года, граница земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства, не установлена. В июле 2008 года они обратились в ОАО " ***" для проведения работ по уточнению границ принадлежащего им земельного участка, формированию землеустроительного дела с целью дальнейшей постановки земельного участка на кадастровый учет по результатам межевания. ОАО " ***" был подготовлен межевой план и направлен в ДЗО администрации города Перми для согласования местоположения границ. 08.04.2010 года ДЗО администрации г. Перми было отказано в согласовании местоположения границ земельного участка, в связи с тем, что площадь земельного участка в межевом плане не соответствует площади земельного участка, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права. Площадь земельного участка увеличилась на 35 кв. м. по отношению к площади земельного участка, указанной в правоподтверждающем документе. Считает, что ответчиком необоснованно отказано в согласовании границ земельного участка, отказ не соответствует действующему законодательству, поскольку, в соответствии со ст. 27 Федерального закона N 221 - ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка допускается изменение площади земельного участка не более чем на минимальный размер земельного участка. Решением Пермской городской Думы N 188 от 08.11.2005 года "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельного участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории города Перми" предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 450 кв.м. Изменение площади земельного участка в связи с уточнением границ при проведении работ по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: ****, составило 35 кв. м., что менее установленного минимального размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города Перми.
Истец Челпанова О.С. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала.
Истец Шишкин А.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Истец Шишкин К.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика, департамента земельных отношений администрации города Перми, в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Департамент, указывая, что ссылка на решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 188 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории города Перми" несостоятельна, поскольку указанные нормы применимы при предоставлении земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Истцам принадлежит земельный участок площадью 1760 кв.м., а не предоставляется вновь. Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 188 установлен минимальный размер земельных участков 450 кв.м., предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, у истцов в собственности жилой дом.
Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В силу ст. 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.
Согласно п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, которое осуществляется на условиях, установленными настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 9 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно ст. 33 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Решению Пермской Городской Думы N 188 от 08.11.2005 года, минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность на территории г. Перми, под индивидуальный жилой дом, равен 450 кв.м.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Челпанова О.С, Шишкин А.С, Шишкин К.В. являются сособственниками земельного участка под индивидуальный жилой дом, площадью 1760, расположенного по адресу: ****.
Согласно кадастровому паспорту, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С целью установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства истцы обратились в ОАО " ***", в результате ОАО " ***" были проведены землеустроительные работы по межеванию земельного участка, подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. По результатам проведенных работ выяснилось, что площадь земельного участка увеличилась на 35 кв. м. по отношению к площади земельного участка, указанной в правоподтверждающем документе, фактическая площадь земельного участка, находящегося в пользовании истцов, больше площади земельного участка, на который оформлено право собственности. 08.04.2010 года департаментом земельных отношений администрации г. Перми было отказано в согласовании местоположения границ земельного участка в связи с тем, что площадь земельного участка в межевом плане не соответствует площади земельного участка, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права.
Удовлетворяя требования, суд правильно применил положения приведенных выше нормативно-правовых актов и исходил из того, что площадь земельного участка по фактическому землепользованию соответствует градостроительным и техническим нормам, разрешенному регламенту использования земельного участка, принял во внимание факт предоставления истцами необходимой документации для оформления землеустроительного дела в период возникновения спорных правоотношений, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, исключительное право истцов на земельный участок, и того, что действующим законодательством не установлено названных Департаментом оснований для отказа в согласовании местоположения границ земельного участка
Доводы кассационной жалобы, приведенные выше, законность решения суда не опровергают, и не могут явиться основаниями к отмене решения. Положения п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" содержат ссылку возможность превышения площади земельного участка при уточнении границ на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка. Предельный минимальный размер земельного участка на территории Пермского края установлен Решением Пермской Городской Думы N 188 от 08.11.2005 года, в связи с чем суд правильно сослался на указанный нормативно-правовой акт.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17 декабря 2010 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.