Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Сергеева В.А.
Судей Лапухиной Е.А, Нечаевой Н.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 28 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 декабря 2010 года, которым постановлено:
Возложить на Правительство Пермского края обязанность выделить денежные средства, необходимые для приобретения благоустроенного жилого помещения Гачеговой Е.В., находящегося в черте г. Перми, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Возложить на администрацию города Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Гачеговой Е.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А., прокурора Кузнецову С.Н. о необходимости оставить кассационную жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах Гачеговой Е.В. к администрации г.Перми, Министерству финансов Пермского края с требованиями о возложении обязанности на администрацию г.Перми предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение Гачеговой Е.В. на условиях договора социального найма, возложении обязанности на Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления ее Гачеговой Е.В.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Перми обратилась Гачегова Е.В., дата рождения, которая указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, после достижения совершеннолетнего возраста жилое помещение ей предоставлено не было. Из ответа Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 11.06.2010г. следует, что Гачегова Е.В., состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.06.2010г. номер ее очереди - 1617. Данная категория граждан обеспечивается жильем за счет средств регионального бюджета. В 2010 году жилыми помещениями обеспечивались граждане из числа детей-сирот, вставших на учет в 1995-2000 годах. Жилое помещение Гачеговой Е.В. будет представлено в порядке очередности по мере поступления средств из бюджета Пермского края. Не предоставление Гачеговой Е.В. жилого помещения нарушает ее конституционные права. При таких обстоятельствах администрация г.Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края, по достижению Гачеговой Е.В. совершеннолетия, должна была обеспечить Гачегову Е.В. жилым помещением по договору социального найма в черте города Перми общей площадью не менее 15 кв. метров. В силу ст.50 Жилищного кодекса РФ Гачеговой Е.В. представлено помещение, находящееся в пределах г.Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. метров, исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Впоследствии исковые требования были уточнены, заявитель просил возложить на администрацию г.Перми за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение Гачеговой Е.В. на условиях договора социального найма общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми.
Представитель прокуратуры в суде на требованиях настаивал.
Гачегова Е.В. на требованиях настаивала.
Представитель администрации г.Перми в суд не явился, извещался. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, извещался.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В кассационной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда отменить в части возложения на Правительство Пермского края обязанности выделить денежные средства, необходимые для приобретения благоустроенного жилого помещения для Гачеговой Е.В, поскольку необходимые расходы на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году Пермским краем понесены.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством: выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;
В судебном заседании установлено, что Гачегова Е.В., родившаяся дата, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Г. была лишена родительских прав в 1996 году, отец Г1. (записан со слов матери). Постановлением N 952 от 06.11.1996 г. У. назначена опекуном над н/л Гачеговой Е.В.
Гачегова Е.В. с 22.03.2004 г. по настоящее время зарегистрирована в двухкомнатной квартире, общей площадью 37, 4 кв.м., в том числе жилой 22, 1 кв.м.по адресу: ****. Данная квартира на праве собственности принадлежит У.
Согласно распоряжения УЖО администрации г.Перми N 95 от 03.02.2010 г. Гачегова Е.В. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно сведениям, представленным ГУН "ЦТИ Пермского края" и У ФРС по Пермскому краю Гачегова Е.В. не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, в приватизации жилья не участвовала, в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Гачегова Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на администрацию г.Перми по предоставлению Гачеговой Е.В. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 15 кв.м. за счет средств, выделенных Правительством Пермского края на эти цели, являются правомерными.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применен материальный закон, решение суда основано на надлежащей оценке имеющихся по делу доказательств в их совокупности. Поэтому доводы кассационной жалобы состоятельными не являются и отмену оспариваемого судебного постановления не влекут.
Довод кассационной жалобы о том, что решение суда в части возложения на Правительство Пермского края обязанности выделить денежные средства, необходимые для приобретения благоустроенного жилого помещения для Гачеговой Е.В, не основан на законе, поскольку необходимые расходы на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году Пермским краем понесены, не свидетельствует о необходимости отмены решения суда. Доказательств того, что Пермский край ранее уже нес расходы на приобретение жилого помещения для Гачеговой Е.В. суду не представлено. Исполнение Пермским краем своей обязанности перед иными лицами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может препятствовать осуществлению права Гачеговой Е.В. на получение жилья за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Пермского края.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 декабря 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.