Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Толстиковой М.А.
и судей Сергеева В.А., Хрусталевой Л.Е.
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 9 марта 2011 года дело по
кассационной жалобе Гилева Е.В. на решение Кировского районного суда г.Перми от 24 февраля 2011 года, которым постановлено:
Гилеву Е.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Кировского района и Перми N 07/01 от 03 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 -отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хрусталевой Л.Е.,
пояснения Гилева Е.В., заключение прокурора Кузнецовой С.Н. об оставлении решения
суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилев Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Перми от 03 февраля 2011г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному округу N 13, ссылаясь на то, что ему отказано в регистрации необоснованно, оснований для отказа в регистрации не имелось. Данным решением нарушаются его избирательные права.
Определением суда от 17 февраля 2011г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальная избирательная комиссия Кировского района г.Перми и администрация г.Перми.
В судебном заседании Гилев Е.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Перми Баяндина Е.Н. просила в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо - администрация г.Перми о времени и места рассмотрения дела была извещена, представителя в судебное заседания не направила.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Гилев Е.В. В кассационной жалобе указывается, что при вынесении решения суд неправильно истолковал законы 67-ФЗ и 525-ПК, нарушил его право быть избранным, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что поскольку самостоятельно собирал подписи избирателей, поэтому имел право собственноручно печатным способом указать необходимые данные. Не согласен с выводом суда о том, что форма подписных листов, представленных им в избирательную комиссию, не отвечает установленным законом требованиям. Указал, что решение избирательной комиссии не соответствует результатам проверки подписных листов, которые содержатся в итоговом протоколе проверки. Указал, что узнал о проведенной проверке подписных листов по базе данных ГАС "Выборы", по результатам которой Территориальной избирательной комиссией суду были представлены 6 односторонних листов ведомости проверки подписных листов Гилева Е.В. В предоставленных листах содержится запись о направлении запроса в ФМС Кировского района г.Перми, при этом данного запроса и ответа на него в материалы дела не представлено. Указал, что суд изучение требований, предъявляемых к оформлению подписных листов, провел поверхностно, не вдаваясь в существо рассматриваемого вопроса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Кузнецовой С.Н. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Подпунктом "д" п.24 указанной статьи установлено следующее основание для отказа в регистрации - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Согласно п.2 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК (ред.от 29.11.2010) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" (далее Закон Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК) если в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с п. 1 ст..36 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:
а)подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);
б)первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного часть. 1 статьи 58 настоящего Закона);
в)сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-2 статьи 32 либо частью 18 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).
В соответствии с п.6 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Согласно п.7 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п.п. "ж" п.4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Материалами дела подтверждается, что 31.12.2010г. Гилев Е.В. уведомил Территориальную избирательную комиссию Кировского района г.Перми о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 13. Для регистрации Гилев Е.В. представил 25.01.2011г. первый финансовый отчет и тридцать подписных листов с заявленным количеством подписей - 457. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по указанному избирательному округу, составляет 416 подписей.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Перми от 03 февраля 2011 года в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 Гилеву Е.В. отказано. Основанием для отказа явилось представление Гилевым Е.В. 457 подписей, которые признаны недействительными. В подписных листах, представленных кандидатом Гилевым Е.В. на всех страницах в графе "адрес места жительства", на всех подписях отсутствует наименование субъекта Российской Федерации, наименование города или иного населенного пункта. Также во всех подписных листах отсутствуют сведения о дате выдачи паспорта избирателя, наименовании или коде органа, выдавшего документ (л.д. 15-16).
Согласно п.1 ст.81 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК в соответствии с Федеральным законом решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суде.
В соответствии с п.4 ст.81 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан. В суд могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
Согласно п.1 ст.82 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК в соответствии с Федеральным законом жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Гилев Е.В. обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Перми от 03.02.2011г. в установленный законом срок.
Отказывая Гилеву Е.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что все подписные листы, представленные Гилевым Е.В., не соответствуют требованиям закона, поскольку в них не указаны наименование субъекта РФ, города или иного населенного пункта; дата выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность избирателя, а также подписные листы не заверены Гилевым Е.В. собственноручно. Суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Перми.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Согласно положениям пункта 8 статьи 37 и пункта 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина; форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Согласно п.З ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям N 1-3 к настоящему Закону. В подписном листе указываются дата голосования, а также:
а) при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата -фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Согласно п.6 ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается, (в ред. Закона Пермского края от 29.11.2010 N 717-ПК).
В соответствии с п.7 ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется также:
а)кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения;
б)уполномоченным представителем избирательного объединения (если подписи собираются в поддержку выдвижения единого списка кандидатов), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Законом Пермского края от 09.11.2009г. N 525-ПК и приложением N 1 к нему, установлена форма подписного листа.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из содержания подписных листов Гилева Е.В. следует, что их форма не соответствует форме, утвержденной законом. Во всех подписных листах в графе "адрес места жительства" отсутствуют сведения о субъекте Российской Федерации - Пермский край и наименование города - г.Пермь. Кроме того, Гилев Е.В. изменил название графы "серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ" на иное название "серия и номер паспорта или заменяющего его документа". В указанной графе сведения о дате выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименовании или коде органа, выдавшего документ, во всех подписных листах отсутствуют. В подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а именно фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, код выдавшего его органа, месяц и год внесения удостоверяющей надписи выполнены печатным способом. Собственноручно поставлена только подпись и число в дате удостоверения подписей.
В соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
Согласно п. И Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК недействительными считаются, в том числе:
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
л) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) оформленном не в соответствии с приложениями N1-3 к настоящему Закону.
При таких обстоятельствах, когда все представленные кандидатом Гилевым Е.В. подписи избирателей правомерно признаны недействительными, избирательная комиссия правильно отказала Гилеву Е.В. в его регистрации кандидатом в депутаты.
Доводы кассационной жалобы относительно оформления подписных листов, отмену решения суда не влекут. По смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов, оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению названных документов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение должности в представительном органе местного самоуправления посредством прямых выборов. Судом первой инстанции было установлено, что возложенная на заявителя обязанность в данном случае не была выполнена. Избирательное законодательство не содержит положений, позволяющих в случае, когда кандидат в депутаты лично собирает подписи избирателей, вносить изменения в форму подписного листа, заменять текст, который должен быть выполнено собственноручно на печатный. Факт выполнения сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а именно фамилии, имени и отчестве, дате рождения, адресе места жительства, серии, номере и дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименовании или коде выдавшего его органа, месяце и годе внесения удостоверяющей надписи выполнены печатным способом, то есть не собственноручно Гилевым Е.В., является очевидным. Законодатель, указывая на выполнение надписи собственноручно, требует выполнения ее рукописным способом, а не печатным. Довод заявителя о том, что он собственноручно печатным способом внес сведения, основан на неправильном истолковании норм избирательного права. Указание в графе "адрес места жительства" наименование субъекта и города не свидетельствует о выполнении сборщиком подписей или избирателем обязанности по внесению в подписной лист необходимых сведений о месте жительства избирателя. При этом не имеет значения, является ли то или иное отступление от формы подписного листа существенным или нет. Следовательно, у суда не было оснований считать, что подписные листы кандидата оформлены в полном соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
Доводы жалобы о том, что приложение N 1 к закону Пермского края N 525-ПК не точно отображает смысл и содержание закона, основаны на субъективном истолковании норм материального права. На лицо, претендующее на должность депутата представительного органа, возлагает обязанность подать необходимые документы для регистрации в качестве кандидата, с этой целью законодатель, в том числе утверждает форму подписного листа, которые кандидат должен оформить надлежащим образом. Суд первой инстанции правильно указал, что Приложение N 1 является неотъемлемой частью Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года, которым предусмотрено, что все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Закону признаются недействительными. На кандидатах в силу закона лежит обязанность выполнить общие для всех требования закона по оформлению подписных листов. В противном случае отступление от требований, предусмотренных законом по оформлению документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты, нарушало бы принцип равенства кандидатов.
Не влекут отмену решения суда доводы кассационной жалобы о том, что суд, по мнению заявителя, не учел, что содержащиеся в обжалуемом решении избирательной комиссии данные не соответствуют результатам проверки, которые содержатся в итоговом протоколе проверки. В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения Гилева Е.В. содержатся сведения, о том, что форма подписного листа не соответствует приложению N 1 закона Пермского края N 525-ПК, данные несоответствия выносятся на обсуждение заседания Территориальной избирательной комиссии (л.д.11). Территориальная избирательная комиссия проверила представленные Гилевым Е.В. подписи и пришла к выводу о том, что все подписи избирателей являются недействительными по основаниям, указанным в данном решении. Судом проверена законность и обоснованность решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Перми от 03 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 Гилеву Е.В., дана оценку представленным доказательствам. Доказательств, свидетельствующих о том, что решение принято не правомочным органом или без соблюдения установленного порядка суду в материалах дела не содержится.
Доводы жалобы относительно того, что заявитель впервые узнал на заседании суда о проверке подписных листов, наличии ведомости проверки по базе данных в системе ГАС "Выборы", а также относительно запроса в ФМС Кировского района г.Перми, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют. Указанные проверки на выводы избирательной комиссии не повлияли, поскольку основанием к отказу в регистрации послужило оформление подписей в подписных листах, изготовленных без соблюдения установленным законом требований.
Доводы кассационной жалобы относительно неправильного толкования судом законов 67-ФЗ и 525-ПК и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, являются несостоятельными. Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно.
Довод кассационной жалобы о том, что суд нарушил право Гилева Е.В. быть избранным (ст.32 Конституции России), судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1, 2 и 3 статьи 3). Развивая эти положения, определяющие основы конституционного строя, статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), включая право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2).
Оспариваемое решение не затрагивает избирательного права заявителя, поскольку при разрешении дела по существу суд нарушений такого права заявителя не установил.
Иных правовых оснований, влекущих отмену решения суда, кассационной жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Перми от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гилева Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.