Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Балуевой Н.А. и судей Абашевой Д.В., Нечаевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 марта 2011 года дело по кассационным жалобам Министерства социального развития Пермского края, Министерства финансов Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 января 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Чудинова Д.Т. к Министерству социальной развития Пермского края и Министерству финансов Пермского края, удовлетворить:
Взыскать с Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края, в пользу Чудинова Д.Т.: 100000 руб. в качестве возмещения имущественного вреда.
В удовлетворении иске пых требований Чудинова Д.Т. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому районам и Министерству здравоохранения и социального развития РФ, отказать.
заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., пояснения представителя Министерства финансов Пермского края М., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чудинов Д.Т. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому районам. Министерству социального развития Пермского края, о понуждении к включению в федеральный реестр инвалидов для получения права на денежную компенсацию взамен автомобиля, в последствии исковые требования уточнил, привлек в качестве соответчиков Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство финансов Пермского края, просит взыскать с Министерства финансов Пермского края 100000 руб. в качестве суммы неполученной в установленном порядке компенсации взамен автомобиля. Требования мотивированы тем, что он является инвалидом третьей группы с детства, признан лицом, нуждающимся в предоставлении специального транспорта для инвалидов - автомобиля, в связи с чем состоял в очереди на получение транспортного средства по основаниям, предусмотренным ст. 30 федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. 21.10.2003 г.). В. связи с изданием Указа Президента РФ от 06.05.2008 г. "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", взамен автомобиля, ему причиталась компенсация в размере 100000 руб., как лицу состоящему на учете в качестве нуждающегося в предоставлении автомобиля по состоянию на 01.01.2005 г. Для получения компенсации он неоднократно обращался в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому районам с заявлением о выплате компенсации, однако оно не было удовлетворено, поскольку Министерство социального развития Пермского края, в нарушение установленных законом требований, не выполнило обязанностей по включению истца в федеральный регистр инвалидов, и, соответственно, для выплаты компенсации не были выделены денежные средства из федерального бюджета.
В судебное заседание истец и его представителе не явились, представитель истца просил дело рассмотреть в его отсутствие и в отсутствие истца, указав, что они согласны на вынесение по делу заочного решения.
Представители ответчиков, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края, указывая на непривлечение судом надлежащего ответчика по делу - Министерство финансов РФ, поскольку обеспечение инвалидов транспортными средствами, согласно материальному закону является расходным обязательством Российской Федерации.
Об отмене постановленного судом решения просит в кассационной жалобе и Министерство финансов Пермского края, приводя доводы о том, что судом неправильно применены нормы ст. ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ, указа Губернатора Пермского края от 28.08.2001 г. N 208, ст. 158 БК РФ, постановления Правительства РФ от 12.0щ9.2008 г. N 670. Министерство финансов Пермского края не является главным распорядителем средств по выплате вместо получения транспортного средства. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социального развития Пермского края. В соответствии с бюджетным законодательством обязанность по выплате должна быть возложена на Министерство социального развития. Кроме того, данные обязательства являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Положениями ст. 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 6.05.2008 года за N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановлением Правительства РФ от 12.009.2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" истец имеет право на единовременную денежную компенсацию в размере 100000 рублей.
При этом, судом правомерно было принято во внимание то обстоятельство, что Чудинов Д.Т. был поставлен на учет в органах социальной защиты населения, как лицо, нуждающееся в спецавтотранспорте по медицинским показаниям до 1.05.2005 года, правом на получение автомобиля он не воспользовался. По каким основаниям и в связи с чем Чудинов Д.Т.не был включен в списки инвалидов для получения единовременной компенсации Министерством социального развития Пермского края, ответчиком не указано.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно посчитал, что обязанность по выплате единовременной денежной компенсации в размере 100000 рублей, которой истец был лишен неправомерно, должна быть возложена на казну Пермского края, поскольку установил вину должностных лиц исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем доводы кассационных жалоб о том, что данные обязательства являются расходными обязательствами Российской Федерации следует признать несостоятельными.
Юридически значимые для дела обстоятельства судом установлены полно и правильно, всем доводам ответчика - Министерства финансов Пермского края, выдвигаемым им в обоснование своих возражений против иска и повторно отраженных в кассационной жалобе, судом первой инстанции в решении дана соответствующая правовая оценка, материальный закон применен верно, каких - либо нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом также не допущено. Повторять выводы суда, с которыми соглашается суд кассационной инстанции, судебная коллегия оснований не усматривает.
С учетом изложенного, доводы кассационных жалоб Министерства социального развития Пермского края, Министерства финансов Пермского края состоятельными признаны быть не могут и отмену оспариваемого судебного постановления не влекут.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационные жалобы Министерства социального развития Пермского края, Министерства финансов Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 января 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.