Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Толстиковой М.А.,
судей Хрусталевой Л.Е. и Сергеева В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации Оханского муниципального района Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 01 февраля 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Сухаревой О.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади помещения.
В остальной части исковых требований прокурору, предъявившему исковые требования в интересах Сухаревой О.В. отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А ., объяснения представителя Пермской краевой прокуратуры по доверенности Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оханского района Пермского края в интересах Сухаревой О.В. обратился в суд с иском к администрации Оханского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству финансов ПК о предоставлении жилья по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что Сухарева О.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: мать умерла в 1987г., отец лишен родительских прав решением Оханского районного суда от 17.12.02г. Жилое помещение за несовершеннолетней на момент определения ее в детское учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, не закреплялось. Постановлением главы местного самоуправления Оханского района ПК от 02. 06.2003 г Сухарева О.В. поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, что свидетельствует о нарушении её права, предусмотренного ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 6 Закона Пермской области N 1939-419 от 29.12.04года "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.
Истица также поддержала заявленный в ее интересах иск.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Из представленных в материалы дела письменных отзывов на иск следует их несогласие с иском.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Оханского муниципального района Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Из анализа законодательства, регулирующего вопрос обеспечения данной категории лиц жилым помещением, следует, что такая обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделении их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления", а также Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999г. N 184-ФЗ. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц из их числа жилым помещением является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не определена законодательством. В бюджете органа местного самоуправления не заложено финансирование на приобретение, строительство жилья в целях обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. С учетом этого суду надлежало исходить из того, что администрация Оханского муниципального района не является надлежащим ответчиком в спорных отношениях данного характера.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным
доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 названного выше Федерального закона N 159 -ФЗ в редакции Федерального закона N 122 - ФЗ от 22.08.2004 года финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области " О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939 -419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Судом установлено, что Сухарева О.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей: ее мать- С. умерла дата, отец- С1. лишен родительских прав решением Оханского районного суда от 17.12.02 г.
Постановлением администрации Оханского района N 573 от 29.12.2000г. установлена опека Б. над несовершеннолетней.
Постановлением главы администрации Оханского района от 02.06.2003 г. N 311 Сухарева О.В. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья. По данным Управления Росреестра истица жилья в собственности не имеет.
В настоящее время проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности отцу(комната пл. 18,8 кв.м. в общежитии по ****). Судом исследован вопрос о характере права Сухаревой О.В. по пользованию данным жилым посещением. Вывод суда о том, что проживание в указанном жилом помещении не порождает права пользования им и не свидетельствует об отсутствии нуждаемости Сухаревой О.В. в предоставлении жилья, участвующими в деле лицами не опровергнут.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Сухарева О.В. отвечает всем критериям, при которых ей должно быть предоставлено жилое помещение. Данный вывод суда первой инстанции доводами кассационной жалобы не опровергнут.
Суд правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления-администрацию Оханского муниципального района Пермского края. Доводами кассационной жалобы правильность указанного вывода суда не опровергнута. Тот факт, что финансирование обязательств по обеспечению данной категории лиц возложено на субъект Российской Федерации, не влияет на характер спорных правоотношений. Доводы кассационной жалобы о том, что администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком, основаны на неверном толковании закона, регулирующего вопрос реализации данной категорией лиц своих социальных прав в сфере обеспечения жильем.
Доводами кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции относительно обязательств данного ответчика перед истицей, не опровергнута.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, кассационная жалоба данного ответчика не содержит. Другими участвующими в деле лицами решение не обжаловано.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу администрации Оханского муниципального района Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 01 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.