Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Балуевой Н.А.,
судей Ворониной Е.И., Кузнецовой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 марта 2011 дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми года на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми 12 ноября 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Гладких И.В. удовлетворить. Признать отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 21.07.2010 года N И-21-01 -09-14151 в предоставлении Гладких И.В. в собственность земельного участка N 33, площадью 559 кв.м., по адресу: **** неправомерным.
Возложить на департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N 33, площадью 559 кв.м., по адресу: **** в собственность Гладких И.В.
Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладких И.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми от 21.07.2010 годаN И-21-01-09-14151 в предоставлении ей в собственность спорного земельного участка неправомерным, в обоснование предъявленных требований указала, что к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка ей были приложены все необходимые документы, предусмотренные ст.28 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Предоставление кадастрового паспорта земельного участка или проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения, данным Федеральным законом не предусмотрено. Соответственно данное требование департамента земельных отношений администрации гор. Перми не правомерно. Основания отказа в предоставлении в собственность земельного участка установлены в части 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ. СНТ " ***" земельный участок был предоставлен для садоводства в бессрочное (постоянное) пользование. Земельные участки используются членами СНТ по назначению -садоводство, у СНТ не изымались, участки также не изъяты из оборота, право бессрочного (постоянного) пользования у СНТ не прекращено. Отказ департамента земельных отношений администрации гор. Перми нарушает его право на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность. Просит также возложить на департамент земельных отношений администрации гор. Перми обязанность подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N 33, площадью 559 кв.м., по адресу: **** ей в собственность.
В судебное заседание истец Гладких И.В. и её представитель не явились, извещены надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают в полном объёме.
Представитель ДЗО администрации г.Перми просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями Гладких И.В не согласился.
Представитель СНТ " ***" в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования подержал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации ****.
В кассационной жалобе департамент земельных отношений администрации г.Перми просит решение суда отменить, поскольку решением Пермского горисполкома от 25.08.88 N 650 на садоводческое товарищество при ПО " Организация" (правопреемником которого является СНТ " ***") была возложена обязанность представить на утверждение генплан застройки коллективного сада. Указанная обязанность СНТ " ***" не исполнена. Несмотря на положение п.4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, ст., ст. 28, 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", решение Пермского горисполкома от 25.08.88 N 650, суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о том, что отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения не может быть принято судом во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку обязанность по его предоставлению на истца не возлагалась. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п.2 ст.81 ЗК РФ). Земельное законодательство закрепляет приоритет земельного кодекса РФ над Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при предоставлении земельных участков гражданам для ведения садоводства, в связи с чем, границы могут быть установлены в общем порядке и в соответствии со специальной нормой. В связи с отсутствием утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения для возможности предоставления садовых земельных участков в собственность членам садоводческого некоммерческого объединения департамент сообщил истцу о возможности формирования земельных участков в общем порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости ".
В соответствии п.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Руководствуясь действующим законодательством, департамент сообщил истцу о необходимости представить документы из уполномоченного органа по вопросам постановки земельных участков на кадастровый учет (Управления Росреестра по Пермскому краю) - кадастровый паспорт земельного участка разделы В.1-В.4 и кадастровую выписку о земельном участке формы КВ.1-КВ.6, содержащую координаты испрашиваемого земельного участка. Кроме этого, согласно п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан не требуется решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса.
Поскольку раздел земельного участка, предоставленного СНТ " ***", осуществлялся членами данного сада самостоятельно (без издания соответствующего распоряжения) для распоряжения земельным участком департаменту необходимы документы: кадастровый паспорт и кадастровую выписку о земельном участке, содержащую координаты испрашиваемого земельного участка.
Далее приведена ссылка на судебную практику. Указывается на письмо Минэкономразвития РФ от 24.07.2009 года N 4451-13, согласно которому с точки зрения государственного кадастрового учета, земельные участки, предоставляемые в порядке п.4 ст.28 ФЗ от 15.04.1998 года N 66-ФЗ являются вновь образованными и в целях государственного кадастрового учета таких земельных участков, в целях формирования кадастровых паспортов таких земельных участков, необходимо проведение межевых работ.
Кроме того, приведены доводы о неправомерном взыскании с ответчика государственной пошлины.
В возражении на кассационную жалобу указывается на несостоятельность доводов заявителя, поставлен вопрос об оставлении решения суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам чЛ ст. 347 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
В соответствии с п.2.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ч.4 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (до 2001 года), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является один из следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такою гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Закона о регистрации).
Судом установлено, что 08.02.1989 года коллективному саду при ПО " Организация" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации в квартале N 101, 102 Гайвинского лесничества Закамского лесхоза в Орджоникидзевском районе гор. Перми. В дальнейшем коллективный сад при ПО " Организация" был переименован в СНТ " ***" Орджоникидзевского района г. Перми Решением общего собрания от 01.02.2008 года за Гладких И.В. закреплен земельный участок N 33 площадью 559 кв.м.
17.02.2010 года и 01.07.2010 года Гладких И.В. обращалась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка N 33, площадью 559 кв.м., в СНТ " ***" Орджоникидзевского района г.Перми.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из требований действующего законодательства, порядок бесплатного оформления прав на земельные участки состоит из двух этапов: получение разрешения о передаче участка в собственность в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, обладающем правом предоставления такого земельного участка и регистрации права собственности в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела, к заявлению, направленному истцом в Департамент земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении земельного участка в собственность, истцом были приложены все документы, указанные в ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Соответственно, требование Департамента земельных отношений администрации г. Перми при решении вопроса о передаче истцу спорного земельного участка в собственность о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке не основано на нормах действующего законодательства.
Суд правильно посчитал, что отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения, обязанность по подготовке которого лежала на СНТ " ***", не может обусловливать отказ в удовлетворении иска, поскольку такая обязанность на истца законодательно не возложена. Поскольку ответчик не представил доказательства отсутствия оснований для предоставления в собственность истца спорного земельного участка, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требования истца об обязании ДЗО администрации г.Перми подготовить распоряжение о предоставлении спорного земельного участка в собственность Гладких И.В.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Суд обоснованно при разрешении дела принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок, на который претендует истица находится в пределах земельного участка, предоставленного СНТ " ***", представитель СНТ не возражал против передачи в собственность Гладких И.В. спорного земельного участка, предоставление земельного участка не затрагивает интересов других лиц, в том числе и муниципального образования г. Пермь.
Доводы кассационной жалобы о том, что для разрешения ответчиком вопроса о возможности предоставления истице спорного земельного участка в собственность требовалось предоставление кадастрового паспорта не указывают на незаконность решения, поскольку, как правильно указал суд истцом с заявлением о представлении земельного участка в собственность в Департамент земельных отношений администрации г.Перми был предоставлен документ, который содержал координаты испрашиваемого земельного участка. Таким образом, истицей были представлены ответчику все необходимые( предусмотренные законом) документы, которые позволяли решить вопрос о предоставлении истице спорного земельного участка в собственность.
Иные доводы кассационной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с которым по вышеизложенным мотивам согласиться нельзя.
Указание, содержащееся в кассационной жалобе на нарушение п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ не может быть принято во внимание, поскольку как усматривается из резолютивной части обжалуемого решения суда, судом с заявителя государственная пошлина не взыскана.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми 12 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.