Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Т.А. Истоминой, М.Е. Мальцевой
с участием прокурора Н.А. Михалевой
при секретаре П.В. Тупицыной
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.03.2011 года в г. Кудымкаре Пермского края кассационную жалобу Председателя Правительства Пермского края на решение Карагайского районного суда Пермского края от 26.01.2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Даньшиной А.В. жилое помещение в с. Карагай Карагайского района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм на двух человек за счет средств, выделенных бюджету Карагайского муниципального района Правительством Пермского края на эти цели.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурор Карагайского района обратился в суд в защиту интересов А.В. Даньшиной с иском к администрации Карагайского района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что А.В. Даньшина дата рождения, обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее отец умер в 1999 году, а мать лишена родительских прав в 2000 году, в том же году она была передана под опеку, при этом жилье за ней не закреплялось. В 2002 году была поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей и нуждающийся в жилом помещении на территории Карагайского района. В 2006 году Даньшина окончила КУСПО " ***". В настоящее время воспитывает дочь, своего жилья не прибрела, жилое помещение снимает. Жильем по окончании образовательного учреждения обеспечена не была.
В судебном заседании помощник прокурора И.В. Сказочкин и истец А.В. Даньшина требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Карагайского муниципального района в судебном заседании не участвовал. Из отзыва на иск следует, что ответчик требования не признает, полагая, что этим ухудшится положение других граждан.
Представитель Пермского края просил о рассмотрении дела без участия представителя. В возражениях на иск указывает, что в материалах дела отсутствует постановление, на основании которого А.В. Даньшина была поставлена на учет. Предоставление жилого помещения на семью из двух человек приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, поскольку действующее законодательство распространяется только на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Просила в иске прокурору просила отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика Правительства Пермского края просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, утверждая, что суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению.
Действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление Даньшиной жилого помещение с учетом членов ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
В возражениях прокурор Карагайского района считает решение суда законным и обоснованным.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, проверив решение в пределах доводов жалобы, выслушав мнение прокурора Н.А. Михалевой, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено, что А.В. Даньшина дата рождения передана под опеку Д., поскольку ее отец умер 22.03.1999 г.р., а мать решением Карагайского районного суда от 21.06.2000 г.р. лишена родительских прав. Собственного жилья не имеет, жилое помещение за ней закреплено не было, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 28.03.2001 г. В 2006 году окончила областное государственное учреждение среднего профессионального образования "Пермский базовый медицинский колледж". В настоящее время проживает и зарегистрирована в жилом помещении опекуна Д., имеет дочь Д1. дата рождения.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что требования прокурора обоснованны, правомерны и подлежат удовлетворению.
Оспаривая решение суда, соответчик Правительство Пермского края полагает, что оснований для предоставления истице жилья с учетом членов ее семьи не имеется, поскольку действующим законодательством, предусматривается обеспечение жильем лишь лиц, имеющих статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей без учета членов их семей. С данными доводами судебная коллегия согласиться не может.
Законом Пермского края от 14.07.2008 г N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей (пп.3 ст.9, пп.9 ст.1 закона).
Таким образом, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не содержит оснований, влекущих необходимость отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 26.01.2011 года по иску заместителя прокурора Карагайского района в защиту интересов Даньшиной А.В. к администрации Карагайского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилья оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.