Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Треногиной Н. Г.,
судей Лапухиной Е. А., Веретновой О. А.
при секретаре Конышеве А. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 21 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Струниной М. В. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 28 декабря 2010 года, которым постановлено: " в удовлетворении заявления Струниной М. В. о признании недействительным постановления Главы администрации Добрянского муниципального района и незаконными действий Управления Росреестра по постановке на кадастровый учет земельного участка и обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" снять земельный участок Федосимовой С. Л. с кадастрового учета отказать в полном объеме". Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., объяснения представителей истца А., Струнина А. Н., заинтересованного лица Федосимовой С. Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Струнина М. В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации Добрянского муниципального района, о признании незаконными действий Управления Росреестра по постановке на кадастровый учет земельного участка и обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" снять земельный участок Федосимовой С. Л. с кадастрового учета, ссылаясь на то, что с 1999 года она является собственником земельного участка по адресу: **** кадастровым номером **, в 2004 году ей был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером **. Этот земельный участок она огородила забором с небольшим отступлением от границ в связи с неровностью ландшафта. В мае 2010 года она обратилась с заявлением для проведения кадастровых работ с целью уточнения границ этого земельного участка и узнала, что смежный земельный участок с кадастровым номером ** был поставлен на кадастровый учет с описанием границ, имеющем наложение на фактически используемый ею земельный участок. Этот земельный участок предоставлен Федосимовой С. Л. в аренду сроком на три года.
В судебном заседании Струнина М. В. участия не принимала.
Ее представитель просил заявление удовлетворить.
Представитель администрации Добрянского муниципального района против заявления возражает.
Представители Добрянского муниципального района, Управления Росреестра по Пермскому краю, заинтересованное лицо Федосимова С. Л. участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Струнина М. В., излагая обстоятельства предоставления ей земельных участков и анализируя положения статей 16, 27 ФЗ "О кадастре недвижимости", полагает, что при постановке на кадастровый учет смежного земельного участка и предоставлении этого земельного участка Федосимовой С. Л., границы земельного участка должны быть согласованы с ней, чего ответчиком сделано не было.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ "Земельная кадастровая палата" просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней ( пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации), судебная коллегия приходит к следующему:
Принимая решение об отказе Струниной М. В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что границы спорных земельных участков были установлены, произведено описание земельных участков и в установленном законом порядке эти земельные участки поставлены на кадастровый учет, а произвольное изменение заявительницей границы своего земельного участка каких - либо прав на земельный участок в измененных границах для нее не породило и предоставлением смежного земельного участка Федосимовой С. Л. ее права не нарушены.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 года N 28-ФЗ (утратившем силу с 01.01.2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 года N 66-ФЗ) на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Статьей 19 указанного Федерального Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
Документы о межевании земельных участков (описание) оформляются в соответствии с требованиями к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 02.10.2002 г. N П/327.
Описание представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и(или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
Описание состоит из разделов и подразделов, включаемых в Единый государственный реестр земель при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет либо при внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках. Состав разделов описания состоит из чертежа земельных участков, который содержит графическое описание земельных участков и их частей в объеме, необходимом для внесения этих сведений в государственный реестр земель кадастрового района; описания границ, состоящего из текстового описания положения на местности всех образуемых при межевании участков границ, показанных на чертеже границ земельных участков в объеме, необходимом для внесения этих сведений в государственный реестр земель кадастрового района; сведений о земельных участках, содержащих описание характеристик земельных участков в объеме, предусмотренном для внесения этих сведений в государственный реестр земель кадастрового района. Помимо разделов (подразделов) в состав описания входят титульный лист и приложение, включаемые в кадастровое дело.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона о государственном земельном кадастре моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Как следует из материалов дела и установлено судом земельный участок с кадастровым номером **, предоставленный Струниной М. В. в аренду сроком на 49 лет является ранее учтенным, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления главы города Добрянки N 303 от 27 февраля 2004 года. Забор был ею установлен произвольно с отступлением от установленных границ с учетом особенностей ландшафта, что было указано в ее заявлении при обращении в суд.
Также ранее учтенным является земельный участок с кадастровым номером **, предоставленный в аренду Федосимовой С. Л., границы этого участка установлены и закреплены на местности.
Права Струниной М. В. и Федосимовой С. Л. на земельные участки в описанных границах зарегистрированы.
Решением ФГУ " Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю от 24 августа 2010 года Струниной М. В. было отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером **, в том числе по причине пересечения одной из границ этого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером **.
Установив эти обстоятельства, проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ** был осуществлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", постановка этого земельного участка на кадастровый учет соответствует требованиям статей 17,19 Закона "О государственном земельном кадастре", а использование Струниной М. В. земельного участка с кадастровым номером 59: 18:002 03 01: 641 производится в границах без надлежаще оформленных прав, отказал в удовлетворении заявления о признании незаконной постановку земельного участка, предоставленного в аренду Федосимовои С. Л. на кадастровый учет, а также в требованиях об отмене Постановления главы администрации Добрянского муниципального района N 542 от 26 мая 2010 года. Принимая решение, суд правильно руководствовался положениями выше приведенных правовых норм, а также статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N227-ФЗ, которая предусматривает, что в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Струниной М. В. являются обоснованными и мотивированными.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. Эти доводы сводятся к тому, что, по мнению Струниной М. В., при постановке на учет земельного участка Федосимовои С. Л. было необходимо учитывать произвольное изменение границ, предоставленного ей в аренду смежного земельного участка. Указанные доводы судом были проверены и им дана оценка. Как указано выше смежные земельные участки в установленном законом порядке были описаны и поставлены на кадастровый учет. Границы земельных участков были установлены, использование земельных участков должно производиться их владельцами в этих границах. Изменение Струниной М. В. границы своего земельного участка, которое привело к пересечению границы смежного земельного участка, без соответствующих согласований свидетельствует о том, что у Струниной М. В. не возникло право земельный участок в произвольно установленных границах.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что в удовлетворении заявления Струниной М. В. отказано правомерно, в связи с чем. ее доводы о несогласии с постановленным решением не могут быть приняты во внимание. Оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, для отмены или изменения состоявшего решения кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 28 декабря 2010 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Струниной М. В., оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.