Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Истоминой Т.А., Мальцевой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29.03.2011 года в г. Кудымкаре Пермского края дело по кассационной жалобе Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края на решение Карагайского районного суда Пермского края от 01.02.2011 года, которым постановлено:
Признать отказ Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 01.01.2010 года Коноваловой В.И. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.
Обязать Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края предоставить с 01.01.2010 года Коноваловой В.И. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, как ветерану труда.
Заслушав доклад судьи Истоминой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалова В.И. обратилась в суд с заявлением к Межрайонному территориальному управлению ** Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края) о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг, как ветерану труда с 01.01.2010 года. В обоснование своих требований указала, что она является учителем, работающим в сельской местности, имеет льготы как педагогический работник по оплате жилья, отоплению, освещению по Закону "Об образовании". Она также является ветераном труда и до 01.01. 2010 года ей предоставлялись льготы как ветерану труда; с 01.01.2010 года ответчиком МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края ей в предоставлении льгот как ветерану отказано, с чем она не согласна.
В судебном заседании истец, извещенная надлежащим образом, не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве, направленном суду, требования истца не признал, указав, что требование Коноваловой В.И. предъявляется к ненадлежащему ответчику и не основано на нормах действующего законодательства.
Представитель третьего лица - ООО " ***", извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на исковое заявление указал, что с 01.01.2010 года льгота истице в размере 50% по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предоставлялась в связи с истечением срока действия договора.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО " ****", извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что предоставление льгот истице может быть возобновлено при условии компенсации расходов по предоставлению льгот министерством социального развития Пермского края.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ответчик МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края с решением суда не согласен, указывает, что суд рассмотрел иное требование, не заявленное истцом - признал незаконными действия по не предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме при том, что истицей было заявлено требование о признании отказа отдела социальной защиты о выплате 50% льготы необоснованным и обязать отдел выплачивать в дальнейшем эту льготу.
Требование истицей предъявлено к ненадлежащему ответчику.
Предоставление мер социальной поддержки возможно по одному основанию по выбору получателя. Полагает, что действиями органа социальной защиты права истца не нарушены.
Просит решение суда отменить в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что истец является ветераном труда и как ветеран труда до 01.01.2010 года пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение).
Истец также является педагогом-пенсионером, работавшим и работающим в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности и проживающим в сельской местности.
Ответчиком с 01.01. 2010 г. отказано истице в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с тем, что она пользуется мерами социальной поддержки как специалист бюджетного учреждения, проживающего в сельской местности (л.д.3).
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки ветеранам труда и педагогическим работникам, предусмотрены соответственно ст. 13 ФЗ "О ветеранах" и ст. 55 ФЗ "Об образовании".
В соответствии со ч.ч.1,3 ст. 13 ФЗ РФ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В настоящее время подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" от 30.11.04r N1830-388 (в редакции Законов края N516 от 16.11.2009 года и N629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей. Если 50% фактических расходов ветерана превышает указанный размер ЕДК, гражданину гарантируется установление дополнительных мер соцподдержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде дополнительной ЕДК в 233 рубля (совокупный размер ЕДК в 650 рублей). Если и эта сумма не покрывает 50% расходов ветерана, устанавливается еще дополнительная ЕДК в 150 рублей и совокупный ЕДК может достигать 800 рублей (для одиноких ветеранов в целях компенсации 50 % расходов - 885 рублей или 1035 рублей).
Таким образом, указанная мера социальной поддержки ветерана предусматривает компенсацию не более 50% его расходов на оплату жилья и указанных выше коммунальных услуг.
Согласно ФЗ РФ "Об образовании", Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг" N 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края N136 от 08.11.07г "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам" указанные лица пользуются правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения газовых приборов.
Согласно ст.1 указанного Закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы t и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010г. действует Закон Пермского края "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" N628-ПК от 01.06.2010г., статьей 2 которого предусмотрено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ими ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010 года N 293-п и предусматривает выплату педагогам (и педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.
Анализируя указанные нормативные акты в целом, судебная коллегия приходит к выводу, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ЕДК в размере 417 рублей (или 650 рублей, или 800 руб. и т.д.), право на получение которой имеет истец как ветеран труда, не является той же мерой социальной поддержки, которая предоставляется ей как педагогическому работнику.
Мера социальной поддержки, предоставляемая педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не является той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, поскольку они предусматривают различный объем компенсируемых услуг. Данные меры социальной поддержки, хотя в обоих случаях предоставляются в виде денежных компенсаций, не являются идентичными, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставлявшихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан, поскольку иное нарушает требования Конституции РФ.
Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Данные положения предусматривают выбор ветераном мер социальной поддержки, когда лицо имеет несколько оснований для получения мер социальной поддержки по данному закону, а не в тех случаях, когда идет речь о других основаниях получения других мер социальной поддержки. Применительно к данному конкретному случаю, федеральное законодательство, касающееся мер социальной поддержки педагогов, такого положения не содержит, в связи с чем суд правомерно признал действия ответчика незаконными.
Учитывая, что ранее истец пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран, труда, оснований для отказа в предоставлении таких мер с 1.01.2010 года у ответчика не имелось.
Необходимо отметить и то, что Федеральным законом N122-ФЗ 22.08.2004 г. был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только безусловное сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. То есть, если граждане имели право и (или) получали меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству (в натуре ли, или в виде компенсации), в том числе по нескольким основаниям, то они не могут быть лишены этого уже признанного за ними и предоставленного им права только потому, что предоставление льгот в натуре заменяется на денежные компенсации.
Учитывая, что ранее Коновалова В".И. пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, изменение в Пермском крае с 01.01.2010 года законодательного регулирования формы предоставления этих мер - замена предоставлявшихся ей мер социальной поддержки в натуральном виде на денежную компенсацию - не может служить основаниям для лишения ее права как ветерана труда на дальнейшее получение этих мер социальной поддержки.
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2010г. N 1019-0-0 судебная коллегия находит не влекущими отмену судебного решения, поскольку определения Конституционного Суда в систему нормативных правовых актов РФ не входят.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, нормы материального права истолкованы и применены судом первой инстанции верно.
Нарушений норм процессуального права, на что ссылается в кассационной жалобе ответчик, судом не допущено. Заявленные Коноваловой В.И. требования о признании незаконным отказа Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда и возложении обязанности по предоставлению указанных мер социальной поддержки с 01.01.2011г.( л.д.2) судом разрешены, в соответствии с требованиями ч.3 ст. 196 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение, для отмены которого оснований по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 01.02.2011 года по заявлению Коноваловой В.И. к Межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению с 01.01.2010 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.