Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Треногиной Н. Г.,
судей Лапухиной Е. А., Веретновой О. А.
при секретаре Шейко Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 23 марта 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в городе Добрянке Пермского края на решение Добрянского районного суда Пермского края от 18 января 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Пунтус Л.М. удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж Пунтус Л.М., дающий право на пенсию по старости досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ее работы:
с 5 августа 1985 г. по 1 февраля 1986 г. в /должность/ в Добрянской ***;
с 3 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. и с 1 января 2002 г. по 31 мая 2002 г. в /должность/ в Добрянском ***;
периоды повышения квалификации: с 11 ноября 2003 г. по 5 декабря 2003 г.; с 15 марта 2005 г. по 19 марта 2005 г.; с 26 ноября 2008 г. по 3 декабря 2008 г.
Возложить обязанность на УПФ РФ в г. Добрянка назначить Пунтус Л.М. пенсию по старости с 14 июля 2010 г."
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., объяснения представителя ответчика П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пунтус Л. М. предъявила иск ГУ УПФ в городе Добрянке Пермского края о признании за собой права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, ссылаясь на то, что решением комиссии от 14 июля 2010 года в назначении досрочной пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, в который не были включены периоды работы в /должность/ в Добрянской *** с 5 августа 1985 года по 1 февраля 1986 года, с 3 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 31 мая 2002 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 11 ноября 2003 года по 5 декабря 2003 года, с 15 марта 2005 года по 19 марта 2005 года, с 26 ноября 2008 года по 3 декабря 2008 года. Не соглашаясь с данным решением, ПунтусЛ. М. просила обязать ответчика зачесть спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 14 июля 2010 года, то есть со дня обращения за ней.
В судебном заседании Пунтус Л. М. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ в городе Добрянке просит решение отменить в части возложения обязанности назначить пенсию с момента обращения, ссылаясь на то, что вывод о наличии требуемого стажа и возложение обязанности назначить пенсию с 14 июля 2010 года не состоятельный, поскольку на момент обращения истец не имел требуемого стажа даже с учетом периодов, включенных судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней (пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что14 июля 2010 года Пунтус Л. М. обратилась в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в городе Добрянке от 04 августа 2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж не засчитаны периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с 11 ноября 2003 года по 5 декабря 2003 года, с 15 марта 2005 года по 19 марта 2005 года, с 26 ноября 2008 года по 3 декабря 2008 года и период работы в должности заведующей отделением очаговой дезинфекции в Добрянской санэдидемстанции с 5 августа 1985 года по 1 февраля 1986 года, с 3 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 31 мая 2002 года.
Принимая решение о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы в качестве заведующей отделением очаговой дезинфекции в Добрянской санэдидемстанции и периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж исключенных периодов, нет.
Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до дата засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунтус Л. М., имея ** фельдшера, работала в /должность/ в Добрянской *** с 5 августа 1985 года по 1 февраля 1986 года, с 3 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 31 мая 2002 года.
Судом установлено, что в указанные спорные периоды работы Пунтус Л. М., выполняла все обязанности /должность/ в Добрянской *** и обязанности инструктора - дезинфектора, то есть она работала в должностях и в учреждении, предусмотренных Списком.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении вышеуказанного периода работы в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Следует признать правильным решение суда и в части зачета в выслугу лет истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 11 ноября 2003 года по 5 декабря 2003 года, с 15 марта 2005 года по 19 марта 2005 года, с 26 ноября 2008 года по 3 декабря 2008 года.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от производства, сохранение за ним места работы (должности) со средней заработной платы по основному месту работы.
По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Суд установил, что на курсы повышения квалификации Пунтус Л. М. направлялась на основании приказов работодатея, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В период прохождения обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работ и заработная плата, с которой производилось отчисление в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность назначить пенсию истцу по старости досрочно с даты обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с 14 июля 2010 года, суд первой инстанции произвел неверный расчет специального стажа Пунтус Л. М.
С учетом имеющего у истца специального стажа 27 лет 1 месяц 30 дней и включенных судом выше указанных спорных периодов работы истца в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, на дату обращения - 14 июля 2010 года, специальный стаж истца составлял 29 лет 11 месяцев 3 дня.
В силу пункта 1 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части возложения на ответчика обязанности назначить Пунтус Л. М. досрочную трудовую пенсию по старости с 14 июля 2010 года, указав вместо даты 14 июля 2010 - 11 августа 2010 года, учитывая, что на период рассмотрения данного гражданского дела у истца возникло право на указанную пенсию.
Кроме того, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции неверно сослался в своем решении на подпункт 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", тогда как надлежало указать подпункт 11 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 18 января 2011 года в части возложения на Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Добрянке обязанности назначить Пантус Л. М. пенсию с 14 июля 2010 года изменить, указав вместо даты 14 июля 2010 года - 11 августа 2010 года.
В остальном решение Добрянского районного суда Пермского края от 18 января 2011 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в городе Добрянке, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.