Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Гилевой М.Б. судей Кузнецовой Г.Ю., Киселевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании г. Перми 23 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 24.11.2010 года, которым постановлено".
Признать неправомерным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 22.06.2010 N И-21-01-09-12890 в представлении в собственность Савиновскому М.А. земельного участка N 72 площадью 1046 кв.м., расположенного в ****.
Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми подготовить распоряжение о предоставлении в собственность Савиновскому М.А. земельного участка N 72 площадью 1046 кв.м., расположенного в ****.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савиновский М.А. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании неправомерным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, о возложении обязанности по подготовке распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность.
Заявленные требования обосновывала тем, что является членом СНТ " ***", за ней закреплен земельный участок N 72. Савиновский М.А. обратился к ответчику с просьбой предоставить в собственность занимаемый земельный участок, приобщив к заявлению документы, предусмотренные ст.28 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Письмом от 22.06.2010 N И-21-01-09-12903 Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми отказано истцу в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием кадастрового паспорта и проекта организации застройки территории СНТ. Считает, что отказ ответчика нарушает его права на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность, является неправомерным, поскольку требование о необходимости предоставить кадастровый паспорт или проект организации застройки территории СНТ не основано на законе, указанных требований в ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не содержится.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Департамента земельных отношений администрации города Перми с иском не согласился.
СНТ " ***" представителя в судебное заседание не направило.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Департамент земельных отношений администрации города Перми в связи с нарушением судом норм материального права. Ссылаясь на положения п.4 ст.28, ст.32 ФЗ N 66-ФЗ, п.4 ст. 11.4 ЗК РФ решения Пермского горисполкома N 650 от 25.08.1988 года, полагает, что отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения является препятствием для предоставления в собственность истца земельного участка. Суд не учел, что СНТ " ***" не выполнил обязанность по утверждению генплана застройки коллективного сада, предусмотренную решением Пермского горисполкома от 25.08.1988 года N 650. Также суд не учел, что нормы Земельного кодекса РФ имеют приоритет по отношению к нормам Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при предоставлении земельных участков гражданам. При этом, земельные участки, предоставляемые в порядке п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" являются вновь образованными, поэтому необходимо проведение межевых работ. Решение суда о возложении на департамент обязанности подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя является незаконным, поскольку судом фактически осуществлено распоряжение земельным участком, право на который имеется только у департамента земельных отношений и ограничено быть не может.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон ( ст. 12, 59, 60 ГПК РФ).
В соответствии с п.2.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (до 2001 года), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является один из следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный
органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года).
Судом установлено, что 25.08.1988 года коллективному саду при Производственном объединении " Организация" на основании решения исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов N 650 был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации в квартале N 101, 102 Гаивинского лесничества Закамского лесхоза в Орджоникидзевском районе г. Перми. В дальнейшем коллективный сад при ПО " Организация" был переименован в СНТ " ***" Орджоникидзевского района г. Перми. Савиновский М.А. является членом коллективного сада при ПО " Организация", решением общего собрания от 01.02.2008 года он принят в члены СНТ, за ним закреплен участок N 72 площадью 1046 кв.м.
17.06.2010 года Савиновский М.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка N 72 в СНТ " ***" Орджоникидзевского района г. Перми. 22.06.2010 года начальником Департамента в адрес Савиновскому М.А. был направлен ответ, которым разъяснена обязанность представить кадастровый паспорт земельного участка и кадастровую выписку о земельном участке.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что исходя из требований действующего законодательства, порядок бесплатного оформления прав на земельные участки состоит из двух этапов: получение разрешения о передаче участка в собственность в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, обладающем правом предоставления такого земельного участка и регистрации права собственности в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела, к заявлению, направленному истцом в Департамент земельных отношений администрации г. Перми о предоставлении земельного участка в собственность, были приложены все документы, указанные в ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Соответственно, требование Департамента земельных отношений администрации г. Перми при решении вопроса о передаче истцу спорного земельного участка в собственность о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке не основано на нормах действующего законодательства.
Судом было установлено, что истец к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность прилагал описание местоположения земельного участка, изготовленное 000 " Организация1". Данное описание содержит данные о характерных точках границ земельного участка с указанием их координат, а также иные данные (длину, дирекционные углы), которые позволяют определить на местности границы спорного земельного участка.
Суд правильно посчитал, что отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения, обязанность по подготовке которого лежала на СНТ " ***", не может обусловливать отказ в удовлетворении иска, поскольку такая обязанность на истца законодательно не возложена. Поскольку ответчик не представил доказательства отсутствия оснований для предоставления в собственность истца спорного земельного участка, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требования истца о возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми подготовить распоряжение о предоставлении спорного земельного участка в собственность Савиновского М.А.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Суд обоснованно при разрешении дела принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок, на который претендует истец, находится в пределах земельного участка, предоставленного СНТ " ***", представитель СНТ не возражал против передачи в собственность Савиновскому М.А. спорного земельного участка, предоставление земельного участка не затрагивает интересов других лиц, в том числе и муниципального образования г. Пермь.
Доводы кассационной жалобы о том, что для разрешения ответчиком вопроса о возможности предоставления истцу спорного земельного участка в собственность требовалось предоставление кадастрового паспорта не указывают на незаконность решения, поскольку, как правильно указал суд, истцом с заявлением о представлении земельного участка в собственность в Департамент земельных отношений администрации г. Перми был предоставлен документ, который содержал координаты испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, Савиновским М.А. были представлены ответчику все необходимые (предусмотренные законом) документы, которые позволяли решить вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность.
Все доводы кассационной жалобы проверены судебной коллегией и отвергаются, поскольку аналогичны доводам заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым они были учтены и оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Департамента земельных отношений администрации города Перми, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми 24 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.