Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Косенковой Г.В., Валуевой Л.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 30 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Суксунского районного суда Пермского края от 15 февраля 2011 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Квалдыковой О.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение на территории п. Суксун Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, с учетом одного члена семьи - К., родившегося дата.
В удовлетворении требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Квалдыковой О.С. отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., пояснения прокурора Кузнецовой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Суксунского района в защиту прав и законных интересов Квалдыковой О.С. обратился в суд к Администрации Суксунского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Квалдыковой О.С; о возложении обязанности на Администрацию Суксунского муниципального района за счет средств Пермского края, выделенных на приобретение жилого помещения Квалдыковой О.С, приобрети жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления с учетом 1 члена ее семьи - ребенка, благоустроенное применительно к условиям п.Суксун и отвечающее санитарным и техническим требованиям, и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма - Квалдыковой О.С.
В обоснование иска прокурор указал, что 16.01.2011 года в прокуратуру Суксунского района поступило заявление от Квалдыковой О.С. об оказании ей помощи в получении жилья, как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В ходе проверки было установлено, что Квалдыкова О.С ., дата рождения, имеет статус сироты: оба ее родителя умерли.
Постановлением главы Администрации Суксунского района от 25.05.2007 года N 102 в отношении Квалдыковой О.С. было учреждено попечительство.
В 2009 года Квалдыкова О.С. закончила МСКОУ " ***". 08.04.2010 года Квалдыкова О.С. родила ребенка - К. В настоящее время она не работает, не учится, временно с ребенком проживает в доме по адресу: ****.
Квалдыкова О.С. имеет в собственности 1/2 доли в доме по адресу: ****, по данному адресу она имеет регистрацию по месту жительства. 30.04.2009 года в доме произошел пожар, в результате которого дом полностью сгорел, восстановлению не подлежит и для проживания не пригоден.
18.06.2009 году Квалдыкова была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в список "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Квалдыкова О.С. имеет право на предоставление ей по договору социального найма жилого помещения с учетом 1 члена ее семьи не менее нормы представления на каждого из них, благоустроенное применительно к условиям п.Суксун, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Квалдыкова О.С. на иске настаивала.
Представитель ответчика - администрации Суксунского муниципального района в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик - Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что суд применил закон, не подлежащий применению. С вынесенным решением не согласны в части предоставления благоустроенного жилого помещения с учетом члена семьи. Указывают, что преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Данный закон направлен на оказание целей государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования. Предоставление жилого помещения Квалдыковой О.С. с учетом члена семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению числа обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Пермского края полагает, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов семьи. Кроме того, в обоснование доводов указывают, что согласно ч.5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-П Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых право не реализовано до начала текущего года.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Действие документа распространяется на территорию Пермского края (Закон Пермского края от 28.11.2006 N 29-КЗ (ред. 27.04.2007).
В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008года N 255-ПК " О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.
Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей( ст.9 ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родители Квалдыковой О.С. умерли: отец - К1. - 02.05.2005 года, мать - Д. -04.03.2005 года.
Еще до смерти родителей в связи с тем, что они не занимались воспитанием дочери, Распоряжением N969-Р от 05.09.1996 года Администрации г.Краснокамска Квалдыкова О.С. была помещена во вспомогательную группу на базе учебно-воспитательного комплекса в микрорайоне Звездный. По заявлению Суксунского РОНО от 13.04.1997г. Квалдыкова О.С. была помещена в Суксунский детский дом.
Постановлением главы Администрации Суксунского муниципального района Пермского края от дата год N 102 над несовершеннолетней Квалдыковой О.С. было установлено попечительство У. как оставшейся без попечения родителей, она была передана из детского дома в семью У. Фактически же Квалдыкова О.С. находилась в ***, которую окончила 26.06.2009г.
Вышеуказанным постановлением N102 от 25.05.2007г. за Квалдыковой О.С. было закреплено жилье по месту регистрации: ****.
Собственниками указанного помещения являлись отец Квалдыковой О.С. и ее сестра У. в равных долях, какая либо доля указанного дома на праве собственности истице не принадлежала.
На момент закрепления жилья за истицей ее отец умер, наследство было принято У. путем обращения к нотариусу.
Согласно заключению межведомственной комиссии Поедугинского сельского поселения и акта обследования помещения от 06.05.2009 года дом и хозяйственные постройки по адресу: **** полностью уничтожены огнем, дом восстановлению не подлежит и для проживания не пригоден (л.д.Ю).
Согласно справке Администрации Мечинского сельского поселения Кишертского района Квалдыкова О.С. с марта 2009 года по настоящее время фактически проживает на территории Мечинского сельского поселения по адресу: ****, ****, на регистрационном учете по вышеуказанному адресу не состоит, жилье по договору социального найма Квалдыковой О.С. не предоставлялось (л.д.59-60).
Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии недвижимого имущества за сыном истицы не зарегистрировано (уведомление ** от 07.02.2011 года)(л.д.61).
Согласно сведений ЦТИ Пермского края Суксунского филиала N 139 от 07.02.2011 года за истицей, ее сыном и умершей матерью жилье на праве собственности на территории Суксунского муниципального района не зарегистрировано.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Суксунского района, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Квалдыкова О.С, как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление ей и членам ее семьи благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. При этом суд правомерно указал в решении, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Суксунского муниципального района Пермского края.
Указанный вывод судебная коллегия считает правильным, в должной степени мотивированным, основанным на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами кассационной жалобы этот вывод не опровергается.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности и незаконности вывода суда в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Квалдыковой О.С. с учетом члена ее семьи, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Таким образом, в силу положений действующего жилищного законодательства, сын Квалдыковой О.С. относится к членам ее семьи; как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья, в силу пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Квалдыкова О.С. подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам на весь состав семьи.
Кроме того, согласно ст.9 Закона Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения должны предоставляться в том числе детям - сиротам, с учетом членов их семей.
Таким образом, судом первой инстанции при разрешении данного спора правильно применены нормы материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы не убедительными, они основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда по делу они не опровергают, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст.193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Суксунского районного суда Пермского края от 15 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.