Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Толстиковой М.А.,
судей Хрусталевой Л.Е. и Сергеева В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 01 марта 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края предоставить Мелехину СМ., дата рождения, обладающему статусом лица, из числа детей-сирот, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., объяснения представителя Прокуратуры Пермского края-по доверенности Левыкиной Л.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кунгурский городской прокурор в интересах Мелехина СМ., дата рождения, обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилой площадью не менее установленной нормы предоставления одного человека. Исковые требования мотивированы тем, что Мелехин СМ. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: мать- Т. лишена родительских прав, отец- М. умер в 2004 году. В отношении Мелехина СМ. была установлена опека, опекуном назначена П., у которой он проживал до своего совершеннолетия. Своего жилья Мелехин СМ. не имеет, в установленном законом порядке в 2004 году он поставлен на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по Кунгурскому муниципальному району, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
В судебном заседании прокурор и сам Мелехин СМ. настаивали на удовлетворении иска.
Представители администрации Кунгурского муниципального района и Правительства Пермского края в судебное заседание не явились, представлен письменный отзыв на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Кунгурского муниципального района Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Из анализа законодательства, регулирующего вопрос обеспечения данной категории лиц жилым помещением, следует, что такая обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделении их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления". Судом не принято во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.09 г. N 250-О-П, согласно которому абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правого регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, является государственными полномочиями субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения является обязательным для всех и исключает любое иное толкование в правоприменительной практике. Полагает, что обязанность по предоставлению жилья Мелехину СМ. должна быть возложена на Правительство Пермского края.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно,
совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 названного выше Федерального закона N 159 -ФЗ в редакции Федерального закона N 122 - ФЗ от 22.08.2004 года финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области " О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939 -419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Мелехин СМ. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей: мать Т. решением Кунгурского городского суда от 02.11.04г лишена родительских прав, отец М. умер 27.07.04 г.; распоряжением Главы Кунгурского муниципального района N1097-р от 02.11.04 г. над несовершеннолетним установлена опека. Данных о том, что за ним закреплялось жилое помещение, не имеется; постановлением администрации Кунгурского муниципального района от 03.12.04 г. он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в настоящее время состоит в списке под номером 46. Из материалов дела следует, что Мелехин СМ. зарегистрирован в настоящее время в ****, однако из представленной справки следует, что дом в **** сгорел.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Мелехин СМ. отвечает всем критериям, при которых ему должно быть предоставлено жилое помещение.
Суд правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления-администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края. Доводами кассационной жалобы правильность указанного вывода суда также не опровергнута. Оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья на иной орган судом первой инстанции не усмотрено, выводы суда в этой части основаны на требованиях закона.
Таким образом, доводами кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции относительно обязательств данного ответчика перед истцом не опровергнута. Иных доводов, влекущих отмену решения, кассационная жалоба ответчика не содержит. Другими лицами решение не обжаловано.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу администрации Кунгурского муниципального района Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 01 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.