Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Гилевой М.Б., судей Нечаевой Н.А., Мехоношиной Д.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства финансов Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 16 февраля 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования П. удовлетворить. Обязать Администрацию **** предоставить П., действующей в интересах П1., на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение размером не менее 18 кв. метров общей площади, расположенное в черте города Соликамска за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края."
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд с иском в интересах своего несовершеннолетнего сына П., дата рождения, о предоставлении сыну по договору социального найма жилого помещения площадью не менее 18 кв. метров в пределах города Соликамска, указывая в обоснование заявленных требований, что ее сын является инвалидом детства и состоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27.11.2001 года в льготном списке "Инвалиды детства", страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилья, наряду с этим ответчиком не принимаются меры для скорейшего предоставления жилья ее сыну.
В судебном заседании истица настаивает на удовлетворении заявленных требований, просит обязать Администрацию **** предоставить П., дата рождения, по договору социального найма жилое помещение площадью не менее 18 кв. метров в пределах города Соликамска во внеочередном порядке.
Доводы истицы поддержаны ее представителем.
Представитель ответчика Администрации **** с иском не согласен по тем основаниям, что действующим законодательством не установлено право лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, нуждающихся в улучшений жилищных условий на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании решения органа местного самоуправления. Обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит представитель Министерства финансов Пермского края, ссылаясь на то, что форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет до 01 января 2005 года, определяются нормативными актами субъекта РФ. В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края N21-п от 02.03.2007 года, такие меры социальной поддержки для лиц из числа инвалидов предоставляются в форме субсидий на жилое помещение путем выдачи жилищного сертификата. Указанный нормативный акт не предусматривает обязанности Правительства Пермского края выделять денежные средства органам местного самоуправления для приобретения
ими жилого помещения в целях предоставления его инвалидам. Кроме того, суд нарушил нормы процессуального права, поскольку возлагая обязанность на ответчика предоставить жилое помещение не П., а П., суд вышел за пределы исковых требований.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ч. 1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что П., дата рождения, является инвалидом, нуждающемся в постоянном постороннем уходе.
Согласно справке серия МСЭ-2001 N 5070315, выданной П. Бюро медико-социальной экспертизы инвалидность ему установлена до 19.02.2012 года, у П. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, в соответствии с п. 2 Перечня заболеваний дающих лицам, страдающим ими, права на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 П. имеет право на дополнительную жилую площадь,
Администрацией **** истец включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, на учете нуждающихся состоит с 27.11.2001 года, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации"
Согласно ст. 28.2 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя их числа лиц. имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-П распоряжение о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений принимается Правительством Пермского края.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до ведения в действие Жилищного кодекса РФ.
Из положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и то же права та или иная форма определяется инвалидом по выбору.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на Администрацию **** обязанность предоставить П. жилое помещение, суд исходил из наличия у истца права на внеочередное предоставление ему жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (п. 3 ч. 2 ст.57 ЖК РФ), которое возникло у истца в результате реализации им предоставленного ст.31 Федерального закона N181-ФЗ права на выбор одной из установленных законом форм обеспечения жилищных прав.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку вывод суда о том, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта РФ формы реализации права на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, является правильным.
С учетом основания для предоставления истцу жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст.57 ЖК РФ), судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на необходимость предоставления жилого помещения за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено из муниципального жилищного фонда.
Довод кассационной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения представителю П. - П., с учетом того, что иск был заявлен в интересах несовершеннолетнего П., заслуживает внимания. Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным устранить указанную ошибку суда без изменения решения суда, путем уточнения его резолютивной части.
При таких обстоятельствах учитывая, что иных доводов кассационной жалобы, свидетельствующих о наличии оснований к отмене постановленного судом решения, кассационная жалоба не содержит, в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 16 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Соликамского городского суда Пермского края от 16 февраля 2011 года, изложив ее в следующей редакции: " Исковые требования П1. удовлетворить. Обязать Администрацию **** предоставить П1., дата рождения, по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах города Соликамска".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.