Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Гилевой М.Б., судей Нечаевой Н.А., Мехоношиной Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 06 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Ж. на решение Чердынского районного суда Пермского края от 25 января 2011 года, которым постановлено :
"В удовлетворении исковых требований Ж. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по **** о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 01.11.2008г. отказать".
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ж. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по **** и ГП учреждению АМ- **, о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, признании: права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 01.11.2008г., взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 01.08.1993г. по 11.09.2003г. работала в должности ** *** в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы. Указанный период комиссия ПФ РФ не включила в специальный стаж трудовой деятельности, сославшись на отсутствие должности в Списке, в связи с отсутствием специального стажа ей было отказано в назначении пенсии по старости. Полагает, что решение является необоснованным, поскольку соответствующее Постановление Правительства РФ утвердило "Список работ и профессий..." при этом непосредственно список работ отсутствует. В то же время Министерство труда РФ в своем разъяснении от 22.05.1996г. в п.7 пояснило, что "Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников". В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" "Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности". По смыслу того же закона (ст. ст. 17,21) осужденные, привлекаемые к труду на объектах предприятий, не входящих в уголовно-исполнительную систему, изолируются. Поскольку диспетчеров никто не изолировал от осужденных: рабочих, машинистов, ремонтных бригад, то она работала на государственном предприятии с особыми условиями хозяйственной деятельности в едином технологическом цикле по заготовке и переработке древесины, в связи с чем не требуется наличие в Списке ее должности. Кроме того, считает, что ее должность должна рассматриваться по п. 1 списка, как рабочая, а не по п.2, поскольку не относилась к руководящей, не связана с материальной ответственностью, и не имеет административно-распорядительных функций.
Определением суда от 25 января 2011 года исковые требования Ж. о взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, пояснила, что требования о компенсации морального вреда она предъявляет к ** за непредставление в ПФ РФ всех необходимых документов для назначения пенсии.
Представитель ответчика Управления ПФР по **** с исковыми требованиями не согласен.
Представитель ответчика ** в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Ж., ссылаясь на то, что суд не проверил наличие у нее оснований для назначения пенсии по основаниям, не связанным с назначением пенсии по п.п.17 п.1. ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях". Суд не принял во внимание, что Учреждение ** является предприятием с особыми условиями хозяйственной деятельности, т. е. учреждением, участвующем в многоцелевом пользовании лесного фонда РФ и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле. В соответствии с п.7 Разъяснения Минтруда РФ N5 от 22.05.1996 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда приобретают работники, принимающие участие в технологическом процессе производства, независимо от наименования должностей и профессий в случае, если в списках производств эти производства и работ указаны без наименования профессий и должностей работников. Постановлением Правительства РФ N469 от 15.06.2009 года утвержден список производств учреждений уголовно-исполнительной системы, в котором названы работы по лесозаготовке, обработке древесины, производство изделий из дерева. Суд не дал оценку праву истца на назначение досрочной пенсии с учетом работы в предприятии с особыми условиями хозяйственной деятельности. Кроме того, судом не было учтено, что в соответствии со Списком N89 от 01.02.2000 года, п."д" ст. 12 Закона "О государственных пенсиях" право на досрочное пенсионное обеспечение на железнодорожном транспорте имеют женщины, достигшие 50 лет, имеющие страховой стаж 20 лет, стаж на соответствующих видах работ 10 лет.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ч. 1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет".
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ "Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия но старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 (ред. от 30.12.2005) утвержден "Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список N 85).
В соответствии с п.9, 10 Разъяснения Министерства труда РФ N8 от 20.05.1994 года "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 года N85", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации N39 от 20.05.1994 года в специальный трудовой стаж для назначения льготной пенсии включаются все периоды работы в профессиях и должностях,предусмотренных Списком, независимо от перерывов при наличии подтверждающих документов. В подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что Ж. в период с с 01.08.1993 года по 11.09.2003 года работала в должности ** УЖД цеха ИК- ** в учреждении АМ- ** (л.д.59).
На основании приказа Министерства России N323 от 02.12.2002 года ГУ ** ГУИН Министерства юстиции России ликвидировано, вся документация учреждения в соответствии со сроками хранения предана в ГУ ВК 240/27 (л.д. 44).
В справке N79 от 20.03.2009 года, выданной ФБУ КП- ** ГУФСИН России по **** по форме, соответствующей Приложению N8 к Разъяснению Министерства труда РФ N8 от 20.05.1994 года, период работы Ж. в качестве диспетчера *** ИК- ** не указан (л.д. 54).
24.03.2009 года обратилась в Управление Пенсионного фонда России в **** с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.17 п. 1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ.
Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управление Пенсионного фонда России в **** N18 от 02.04.2009 года Ж. во включении в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости по п.п.17 п. 1 ст.27 Федерального закона N173-Ф3 периода работы с 01.08.1993 года по 11.09.2003 года в должности диспетчера *** транспортного цеха ИК- **, назначении пенсии было отказано в связи с тем, что должность " ***" Списком работ, профессий, должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" не предусмотрена (л.д. 22).
В соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 года N016, а также Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1993 года N367, диспетчеры всех наименований отнесены к должностям служащих.Пунктом 2 Списка N 85 предусмотрены наименования руководителей, специалистов и служащих, непосредственно занятых на работах с осужденными, должность диспетчера в Списке отсутствует.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ органа пенсионного обеспечения во включении истцу в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по п.п.17 п. 1 ст.27 Федерального закона N173-Ф3 периода работы истца в качестве диспетчера является обоснованным, поскольку занимаемая истцом в спорный период работы должность не предоставляет права на льготное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основан на правильном применении материальных норм.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не проверил наличие у истца иных оснований для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе, по п."д" ст. 12 Закона "О государственных пенсиях", судебной коллегией отклоняется, поскольку заявленные исковые требования связаны с оспариванием решения органа пенсионного обеспечения N18 от 02.04.2009 года, принятого по результатам оценки права истца на назначение досрочной пенсии по старости по п.п.17 п. 1 ст.27 Федерального закона. Доказательств того, что ответчиком было нарушено право истца на назначение пенсии по иным основаниям, суду не представлено.
Ссылка в кассационной жалобе на п.7 Разъяснения Минтруда РФ N5 от 22.05.1996 года на законность решения суда не влияет, с учетом того, что из буквального толкования данной нормы не следует возможность реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда в случае отсутствия наименования профессии (должности), которую занимает работник, в Списке производств и работ, в которых поименованы конкретные профессии (должности).
Постановление Правительства РФ N89 от 01.02.2000 года "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений, и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему", на которое в кассационной жалобе ссылается Ж., на оценку права истца на досрочное назначение пенсии по п.п. п. 1 ст.27 Федерального закона не влияет, поскольку в силу п.п. "б"п. 1 Постановления Правительства РФ N781 от 29.10.2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"...", при досрочном назначении лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции РФ, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства РФ N85 от 03.02.1994 года.
Иные доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают и на законность оспариваемого решения не влияют, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу Ж. на решение Чердынского районного суда Пермского края от 25 января 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.