Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузмаковой О.В.,
Судей Валуевой Л.Б., Косенковой Г.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 04 апреля 2011 года гражданскоедело по кассационной жалобе Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Ординском районе Пермского края на решение Ординского районного суда Пермского края от 24.02.2011 года, которым постановлено:
"Иск Накаряковой Р.Л. удовлетворить.
Включить Накаряковой Р.Л. в специальный стаж период работы с 25.06.1996 г. о 1.04.2005 года ( 10 лет 11 месяцев 16 дней) работу в Центре *** в должности **.
Назначить Накаряковой Р.Л. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" с 25 октября 2010 года."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения представителя Отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ординском районе Пермского края Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Накарякова Р.Л. обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда РФ в Ординском районе Пермского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.11.2010 года N 27/1, его отмене в части исключения из специального стажа периода работы в должности ** в отделении специализированной помощи на дому в Центре *** Ординского района с 25.06.1996 г. по 01.04.2005 года ( 8 лет 9 месяцев 7 дней). Просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы в должности ** Центра *** Ординского района с 25.06.1996 г. по 01.04.2005 года с учетом кратности исчисления ( 10 лет 11 месяцев 7 дней), назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 3 ноября 2010 года.
Заявленные требования мотивировала следующим: 03.11.2010 года обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в Ординском районе Пермского края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ". Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, из которого был исключен период с 25.06.1996 г. по 01.04.2005 года работы в должности медицинской сестры в отделении специализированной помощи на дому при Центре *** Ординского района Пермского края. Указанное решение полагала незаконным, поскольку время работы в должности ** в Центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, подлежало включению в стаж на основании Постановления Правительства РФ от 29.02.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений.." В соответствии с трудовым договором истица оказывала пенсионерам на дому медицинские услуги на основании назначений лечащего врача, экстренную доврачебную помощь, то есть проводила мероприятия, которыеосуществляет медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. В указанном договоре было указано, что вся работа включается в стаж для назначения пенсии.
В судебном заседании Накарякова Р.Л. и ее представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что Центр *** не предусмотрен Списком, в соответствии с которым определяется специальный стаж.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Ординском районе Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального права. Суд при рассмотрении дела не учел, что согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, Центр обслуживания населения не относится к учреждению здравоохранения. Аналогичное положение предусмотрено Списками от 06.09.1991 г. N 464 и от 22.09.1999 года N 1066. Суд не принял во внимание, что учреждение, занимающееся медицинской деятельностью, должно иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности. Судом неверно применен порядок исчисления периода работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 г. по 01.04.2005 г. с учетом кратности (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В соответствии с Правилами утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.11.2001 г. N 781, а также с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П, применение льготного исчисления специального стажа (1 год за 1 год и 3 месяца) используется в случаях, если лечебная деятельность осуществлялась и в городах и в сельской местности (смешанная работа). Если же работа протекала непосредственно в сельской местности, то применить льготное исчисление специального стажа можно только за период работы до 01.11.1999 г., а после указанной даты специальный стаж исчисляется в календарном порядке.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права ( п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявленные исковые требования о включении периода работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 года по 01.04.2005 года в отделении специализированной помощи на дому в Центре *** в специальный стаж, суд исходил из того, что выполняемая истицей работа в спорный период является тождественной работе медицинского персонала учреждений здравоохранения, т.е. работе, выполнение которой включается в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В связи с включением спорного периода в специальный стаж суд принял решение о назначении истице досрочной пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 173-ФЗ) с 25. 10.2010 года.
Сославшись на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселках городского типа (рабочем поселке) суд включил период работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 года по 01.04.2005 г. в специальный стаж по схеме 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Указанные выводы суда нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Закона 173-ФЗ правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местностии поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Закона N 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список наименований должностей и учреждений здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, в соответствии с которыми определяется специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Согласно указанному Списку, а также Спискам от 06.09.1991 г. N 464 и от 22.09.1999 г. N 1066 "Центр ***" не относится к учреждению здравоохранения.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации учреждения от 28.12.1996г. N 141 основными видами деятельности Центра социального обслуживания населения является оказание своевременной, квалифицированной и социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, многодетным семьям и другим группам населения, а также коммерческая и хозяйственная деятельность.
Из указанного следует, что лечебная деятельность не входит в перечень основных видов деятельности указанного Центра, основная направленность его заключается в оказании социальной помощи определенным категориям граждан.
Вывод суда о выполнении истицей функций медицинского работника не свидетельствует о возможности включения спорного периода работы в специальный стаж, поскольку для этого необходимо не только выполнение работы по определенной должности, но и выполнение ее в учреждении, указанном в Списках.
В данном случае совокупность указанных условий отсутствует.
Ссылка суда на условия трудового договора является необоснованной, поскольку включение работы в трудовой стаж для назначения пенсии не означает включение ее именно в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Кроме того, возможность включения периода работы в специальный стаж регулируется Законом, а не условиями отдельного трудового договора.
Довод искового заявления о включении спорного периода в специальный стаж в связи с выполнением работы медицинской сестрой в Центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не может быть принят во внимание, поскольку Центр социального обслуживания населения, в котором работала истица, не является Центром, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, указанном в Списках.
При рассмотрении данного спора суд не учел, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Исходя из изложенного, постановленное судом решение подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, поскольку ошибка суда первой инстанции заключается только в неправильном применении норм материального права.
Вышеизложенные выводы, являющиеся основаниями отмены решения суда, свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований, следовательно, в их удовлетворении необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ординского районного суда Пермского края от 24 февраля 2011 года отменить.
Постановить по делу новое решение об отказе Накаряковой Р.Л. в удовлетворении иска в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.