Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузмаковой О.В.,
Судей Валуевой Л.Б., Ворониной Е.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 11 апреля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Соликамска на решение Соликамского городского суда Пермского края от 28 февраля 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Вавакина В.И. удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации г.Соликамска в принятии Вавакина В.И., являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Возложить на Администрацию г. Соликамска обязанность принять Вавакина В.И., являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вавакин В.И. обратился в Соликамский городской суд Пермского края с иском о признании незаконным отказа Администрации г.Соликамска в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на указанный учет.
Заявленные требования мотивировал следующим: является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родился дата в ****, мама Б. умерла 12.12.1996 года, отец Вавакин И.В. решением Панинского районного суда Воронежской области от 26.08.2003 г. лишен родительских прав, а 22.01.2005 г. умер. С декабря 1996 г. по июль 1997 г. он воспитывался в приюте ***; с 14.07.1997 г. по март 2003 г. находился под опекой у Р.; с 01.04.2003 г. по 15.10.2003 г. находился на воспитании в социальном приюте для детей и подростков ***; с 15.10.2003 г. по 31.08.2006 г. находился на воспитании в детском доме N **; с сентября 2006 г. по настоящее время обучается и проживает в г.Соликамске, закрепленного жилья не имеет. Постановлением главы администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского района Пермского края от 28.08.2009 г. N 23 был поставлен на учет в список на внеочередное получение гражданами жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. На основании справки от 09.12.2010 г. N 462 снят с учета в администрации Скопкортненского сельского поселения в связи с тем, что длительное время проживает в г.Соликамске. В декабре 2010 г. обратился в Администрацию г.Соликамска с заявлением о принятии на учет, в удовлетворении которого отказано.
В судебном заседании истец Вавакин В.И. на иске настаивал.
Представитель истца - адвокат К. исковые требования Вавакина В.И. поддержала.
Представитель ответчика - Администрации г.Соликамска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск не признал, в обоснование возражений указал, что в соответствии с Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N 170 учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Поскольку местом рождения оставшегося без попечения родителей лица является ****, администрация г.Соликамска обоснованно отказала истцу в постановке на учет. Истец ранее на законных основаниях был поставлен на учет в администрации п.Скопкортная г. Александровска, с учета снят необоснованно. Кроме того, в момент обращения с заявлением о постановке на учет в администрацию г.Соликамска истец утратил статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как был в возрасте 22 лет. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь тем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кто встал на жилищный учет до 18 лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Администрация г. Соликамска, полагая его незаконным и необоснованным. Суд не учел, что на момент обращения в Администрацию г. Соликамска о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список истцу было 22 года, он относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение которых жилой площадью не предусмотрено ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ. В связи с тем, что истец утратил статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, отказ в постановке его на учет был обоснованным, обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В кассационной жалобе также указывается, что, исходя из характера правоотношений данное дело подлежало рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права судом не допущено.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты -это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
На основании ч.З ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. N1939-419 (в ред. от 01.11.2008) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 4 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года N 170, предусмотрено, что учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Для лиц, родившихся за пределами территории Российской Федерации, учет производится по месту их последнего проживания на территории соответствующих районов и городов Пермской области.
Согласно п. 3, 5, 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N 170, основными условиями постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: наличие у лица статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, обращение с заявлением в возрасте до 23 лет, отсутствие закрепленного за лицом жилья.
Судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства: Вавакин В.И. родился дата в ****. Его мать Б. умерла 12.12.1996 года; отец В. решением Панинского районного суда Воронежской области от 26.08.2003 г. лишен родительских прав, 22.01.2005 г. умер. С 17.01.1997 г. по 12.07.1997 г. истец находился в муниципальном учреждении " ***" г.Александровска; с 14.07.1997 г. по март 2003 г. - под опекой у Р.; с 01.04.2003 г. по 15.10.2003 г. - на полном государственном обеспечении в социальном приюте для детей и подростков ****; с 15.10.2003 г. по 31.08.2006 г. - на воспитании в детском доме N **; с сентября-2005 г. до совершеннолетия - на патронатном воспитании в семье Ш. ; с 01.09.2006 г. по настоящее время обучается в Соликамском государственном педагогическом институте на педагогическом факультете по дневной форме. С 22.09.2006 г. проживал в общежитии по адресу: ****; с 13.08.2010 г. проживает по адресу: ****. Закрепленного жилья, а также жилья, принадлежащего ему на праве собственности либо предоставленного по договору социального найма, Вавакин В.И. не имеет.
В декабре 2010 г. Вавакин В.И., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в Администрацию г.Соликамска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в удовлетворении заявления 11.01.2011 г. ему было отказано со ссылкой на то, что ответственность по обеспечению истца жилым помещением несет администрация Скопкортневского сельского поселения.
Судом было установлено наличие у Вавакина В.И. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается фактом смерти 12.12.1996 года матери Б. (возраст ребенка 8 лет); фактом лишения 26.08.2003 г. родительских прав и фактом смерти 22.01.2005 г. отца В. (возраст ребенка 15-16 лет); фактом нахождения истца на полном государственном обеспечении и под опекой.
Установив указанные обстоятельства, суд со ссылкой на вышеизложенные правовые нормы пришел к выводу о том, что истец Вавакин В.И., являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право выбора места постановки на учет.
В обоснование указанного вывода суд указал, что законы субъекта РФ не должны противоречить Федеральным законам РФ, в Пермском крае постановка на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, возможна как по месту жительства, так и по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение), либо по месту регистрации их рождения, на момент обращения с заявлением о постановке на учет Вавакин В.И. постоянно проживал в г.Соликамске Пермского края; имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; нуждался в жилом помещении; закрепленного жилья, а также жилья, принадлежащего ему на праве собственности либо предоставленного по договору социального найма не имел, законные основания для отказа ему в постановке на учет у Администрации г.Соликамска отсутствовали.
Выводы суда, положенные в основу решения, являются обоснованными и мотивированными.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Довод о том, что обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, норма ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ не предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится Вавакин В.И., необоснован. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, указанные правовые нормы в их системном толковании и применении опровергают доводы кассационной жалобы, свидетельствуют об обоснованности заявленных исковых требований и правомерности выводов суда первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что данное дело подлежало разрешению в порядке главы 25 ГПК РФ, необоснован. Вавакиным В.И. выбран правильный способ защиты нарушенного права путем обращения в суд в порядке искового производства, поскольку в данном случае имеется спор о праве на жилое помещение, подведомственный суду.
При рассмотрении спора по существу Администрация г. Соликамска не оспаривала право Вавакина В.И. находиться на учете нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения, полагая, что на данном учете он должен состоять в администрации п. Скопкортная г. Александровска. Указанным доводам ответчика судом дана надлежащая правовая оценка.
Правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит. Исходя из изложенного, постановленное судом решение является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Администрации г. Соликамска Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 28 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.