Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гилевой М.Б. судей Киселевой Н.В., Нечаевой Н.А. при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе администрации г. Перми на решение
Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09 февраля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Администрации города Перми к Деггяреву А.А. о выкупе комнаты с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****, прекращении права собственности на комнату с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****, выселении Дегтярева А.А. из указанного жилого помещения, и признании права собственности на комнату с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице **** за муниципальным образованием "Город Пермь" отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., заключение прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей решение суда не
подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к Дегтяреву А.А. о выкупе, прекращении права собственности, признании права собственности на жилое помещение, выселении из комнаты с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****, прекращении права собственности на комнату с частью вспомогательных помещений в 2-х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****.
В обоснование требований истец указывает, что ответчик является собственником комнаты с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****. На основании акта межведомственной комиссии от 23.05.2007 года N 19, и заключения от 23.05.2007 года жилой дом по адресу: **** признан аварийным и подлежащим сносу. Органом местного самоуправления было принято решение о сносе указанного жилого дома (постановление администрации г. Перми от 28.09.2007 года N 405). 11.10.2007 года ответчику были направлены уведомления о необходимости произведения сноса дома. Учитывая, что в указанный срок дом N ** по улице **** не был снесен, администрацией издано постановление N 336 от 28.04.2008 года "Об изъятии жилых помещений в жилом доме N ** по улице ****", которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд путем выкупа комнаты с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****. Согласно оценке ООО " ***", выкупная цена указанного жилого помещения составляет 642 000 рублей. Согласия о выкупе жилого помещения не достигнуто. Просит взыскать с администрации города Перми в пользу Дегтярева А.А. выкупную цену в размере 642 000 рублей, прекратить право собственности Дегтярева А.А. на комнату с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****, выселить Дегтярева А.А. из указанного жилого помещения и признать право собственности на указанную комнату за муниципальным образованием город Пермь.
В судебном заседании представитель администрации города Перми поддержала заявленные исковые требования.
Ответчик Дегтярев А.А. в судебном заседании не признал исковые требования.
Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии службы по Пермскому краю извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация г. Перми ссылаясь на то, что оно вынесено с неправильным применением норм материального и процессуального права. В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Администрация г. Перми не выходила с иском о признании каких - либо документов недействительными. Суд пришел к выводу о том, что признание дома по ул. **** аварийным не соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47. Однако фактическое состояние дома судом не устанавливалось. Акт обследования от 2007 года и заключение межведомственной комиссии от 2007 года признаны незаконными, а Постановление администрации признано недействительным только в связи с нарушением процедуры проведения комиссии, что не делает ее выводов ошибочными. В судебных заседаниях не рассматривался вопрос об изъятии земельного участка. Постановление об изъятии земельного участка по указанному выше адресу не запрашивалось. Вывод суда об отсутствии решения об изъятии земельного участка не основан на материалах дела. Ответчик был не согласен лишь с размером выкупной цены, с Постановлением администрации г. Перми об изъятии спорного жилого помещения был согласен.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных нужд или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В судебном заседании установлено, что комната с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** но **** принадлежит на праве собственности Дегтяреву А.А.
Согласно акту обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** от 23.05.2007 года ввиду разрушения шлакоблочных стен из -за отсутствия гидроизоляции стен и протекания кровли, большого износа строительных конструкций здания и существующей опасности для пребывания людей, возможного обрушения несущих элементов деревянных конструкций, комиссия считает, что дом N ** по улице **** подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.
По заключению межведомственной комиссии N 19 от 23.05.2007 года на основании акта межведомственной комиссии, технического паспорта, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Перми N 405 от 28.09.2007 года принято решение о сносе указанного дома в связи с признанием его аварийным и предложено освободить занимаемые жилые помещения до 01.11.2007 года.
Постановлением администрации г. Перми N 336 "Об изъятии жилых помещений в доме N ** по улице ****" предусмотрено изъятие для муниципальных нужд путем выкупа квартир в указанном доме, в том числе и комнаты с частью вспомогательных помещений в 2- х комнатной квартире N ** в доме N ** по улице ****.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации г. Перми о прекращении права собственности Дегтярева А.А. в отношении спорного жилого помещения, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием "Город Пермь" на спорное жилое помещение и признавая недействительными акт обследования и заключения межведомственной комиссии от 23.05.2007 года, суд исходил из того, что эти акт и заключение были составлены с нарушением требований закона.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, должным образом мотивированным, основанным на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, верном применении материального закона, доводами кассационной жалобы этот вывод не опровергается.
Так, в соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 44 данного Положения, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением. Признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Как уже было указано выше, заключение о признании жилого дома непригодным для проживания от 23.05.2007 года было сделано только на основании акта обследования многоквартирного дома от 23.05.2007 года. При этом специализированная организация не привлекалась, заключение указанной организации, в нарушение п. 44 вышеназванного Положения, отсутствовало.
Таким образом, поскольку заключение межведомственной комиссии от 23.05.2007 года составлено с нарушениями требований закона, предъявляемых к порядку работы комиссии, оно является незаконным.
Решение о том, что дом по **** является аварийным, непригодным для проживания и подлежит сносу принято администрацией г. Перми путем издания вышеназванного Постановления от 28.09.2007 года N 405 со ссылкой наст. 32 ЖК РФ и заключение межведомственной комиссии от 23.05.2007 года.
Поскольку Постановление администрации г. Перми от 28.09.2007 года о сносе дома, расположенного по ****, было принято на основании заключения межведомственной комиссии от 23.05.2007 года, которое является незаконным, соответственно, признанию незаконным подлежит и данное Постановление.
Учитывая изложенное, поскольку доказательства, объективно, подтверждающие обоснованность исковых требований администрации г. Перми отсутствуют (доказательства того, что спорное жилое помещение является непригодным для проживания и возникли основания для его изъятия в порядке ст. 32 ЖК РФ ), суд правомерно отказал в иске. Оснований полагать, что суд выше за пределы заявленных исковых требований не имеется, суд рассмотрел спор по заявленным требованиям, дав правовую оценку тем доказательствам, которые были представлены истцом в обоснование иска.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела. правильно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу администрации г. Перми на решение Мотовилихииского районного суда г. Перми от 09 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.