Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б.
Судей Киселевой Н.В ., Нечаевой Н.А.
При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 20 апреля 2011 года дело по кассационному представлению прокурора г. Губахи Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 18 февраля 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Губахинского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по улице **** как бесхозяйной недвижимой вещи.
Обязать администрацию Губахинского муниципального района по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку. Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А. пояснения прокурора Левыкиной Л.Л, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Губахи в интересах неопределённого круга лиц обратился в Губахинский суд с иском к администрации Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по ул. **** как бесхозяйной недвижимой вещи; обязании ответчика по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку в целях обеспечения органом местного самоуправления полномочий по надлежащему содержанию данного имущества.
Мотивировал требования тем, что прокуратурой города Губахи была проведена проверка по обращению Т. о том, что спортивная площадка, расположенная во дворе дома N ** по ул. **** не огорожена сеткой, в связи с чем по назначению не используется. По результатам проверки установлено, что указанная спортивная площадка не имеет собственника. Законом Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района" N 3416-804 от 18.12.2006 утвержден перечень объектов муниципальной собственности Губахинского муниципального района, передаваемых в собственность Губахинского городского поселения. В указанном перечне не предусмотрена передача в собственность Губахинского городского поселения спортивной площадки расположенной во дворе дома N ** по ул. ****, так как она не являлась объектом муниципальной собственности Губахинского муниципального района. Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения. В соответствии п.п.1 п.5 Положения "Об обеспечении условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта" утвержденного решением Думы Губахинского городского поселения от 22.10.2009 года N165, администрация Губахинского городского поселения создает условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха граждан путем строительства, реконструкции и содержания спортивных сооружений, спортивных площадок, хоккейных площадок, стадионов и иных подобных сооружений за счет средств местного бюджета в соответствии с программами развития физической культуры и спорта. В данном случае спортивная площадка расположенная во дворе дома N ** по ул. ****, находится в границах Губахинского городского поселения, которые утверждены Законом Пермской области "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Губахи Пермского края" N1764-365 от 10.11.2004 года. Таким образом, обеспечение условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта, относится к вопросу местного значения Губахинского городского поселения. Из содержания ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что в собственности муниципальных образований может находиться указанное в этой же статье имущество (в том числе, имущество для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры) предназначенное для решения вопросов местного значения. Несмотря на то, что с 2006 года со времени разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района, по настоящее время у органов местного самоуправления -администрации Губахинского городского поселения имелось достаточно времени для совершения действий по установлению права собственности на спортивную площадку, расположенную во дворе дома N ** по ул. ****, однако, право собственности Губахинского городского поселения на указанное имущество не установлено и действия для разрешения данного вопроса администрацией поселения не принимаются. Таким образом, бездействие администрации Губахинского городского поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые из-за того, что площадка не обслуживается (в частности, не обнесена сеткой) не имеют возможность использовать ее по назначению, что позволяет прокурору города в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их прав. Из содержания ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Просит обязать администрацию Губахинского городского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по ул. **** как бесхозяйной недвижимой вещи. Обязать администрацию Губахинского городского поселения по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку в целях осуществления органом местного самоуправления полномочий по надлежащему содержанию данного имущества.
Представитель заявителя на требованиях настаивал.
Представитель администрации Губахинского городского поселения с иском не согласна.
Представитель администрации Губахинского муниципального района в суд не явился, извещался.
Представитель МУ " ***" в суд не вился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурор г. Губахи просит решение суда отменить. Указал, что в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечений условий для развития территории поселения физической культуры и спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения. Положением "Об обеспечении условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта" на администрацию Губахинского городского поселения возложены обязанности по созданию условий для развития физической культуры и спорта по месту жительства и местах массового отдыха граждан путем строительства... содержания спортивных сооружений, спортивных площадок...за счет средств местного бюджета в соответствии с программами развития физической культуры и спорта. Суд основал вывод о возложении обязанности на администрацию Губахинского муниципального района, руководствуясь при этом законодательством, регламентирующим полномочия поселений, что свидетельствует о неправильном применении норм материального права. Резолютивная часть решения не содержит суждения суда об отказе либо об удовлетворении заявления к администрации Губахинского городского поселения.
Проанализировав доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права./п.4ч.1ст. 362 ГПК РФ/.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года за N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года за N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
В соответствии п.п.1 п.5 Положения "Об обеспечении условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта", утвержденного решением Думы Губахинского городского поселения от 22.10.2009 года N165, администрация Губахинского городского поселения создает условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха граждан путем строительства, реконструкции и содержания спортивных сооружений, спортивных площадок, хоккейных площадок, стадионов и иных подобных сооружений за счет средств местного бюджета в соответствии с программами развития физической культуры и спорта.
Принимая решение о возложении на администрацию Губахинского муниципального района обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по улице **** как бесхозяйной недвижимой вещи, а также обязанности по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что право распоряжения земельным участком
под оспариваемой спортплощадкой в соответствии с действующим законодательством принадлежит администрации Губахинского муниципального района, так как она является правопреемником администрации города Губахи, которая сформировала спорный участок и являлась его собственником на момент своей ликвидации, а объект недвижимого имущества в виде спортплощадки, следуя за судьбой земельного участка, должен быть передан собственнику участка, то есть администрации Губахинского муниципального района.Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать должным образом мотивированным, основанным на надлежащем анализе действующего законодательства.
При вынесении решения суд не учел, что в силу п. 14 чЛ ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, п.п.1 п.5 Положения "Об обеспечении условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта", утвержденного решением Думы Губахинского городского поселения от 22.10.2009 года N165, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, обязанность по созданию условий для развития физической культуры и спорта по месту жительства и местах массового отдыха граждан путем строительства... содержания спортивных сооружений, спортивных площадок...за счет средств местного бюджета в соответствии с программами развития физической культуры и спорта
Таким образом, суд сделал не основанный на законе вывод о необходимости возложения обязанности на администрацию Губахинского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по улице **** как бесхозяйной недвижимой вещи, а также обязанности по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку, поскольку в силу действующего законодательства указанная обязанностьвозложена на администрацию Губахинского городского поселения.
То обстоятельство, что администрация Губахинского муниципального района является правопреемником администрации ****, которая сформировала спорный участок и являлась его собственником на момент своей ликвидации, не свидетельствует об обязанности данного органа местного самоуправления совершать действия по постановке спортивной площадке на учет, поскольку в силу указанного выше законодательства такая обязанность возложена на администрацию Губахинского городского поселения.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку истребование дополнительных доказательств по делу не требуется, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, обязав администрацию Губахинского городского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по улице **** как бесхозяйной недвижимой вещи, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 18 февраля 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Обязать администрацию Губахинского городского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома N ** по улице **** как бесхозяйной недвижимой вещи.
Обязать администрацию Губахинского городского поселения по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.