Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Елецких О.Б., Лапухиной Е.А.
рассмотрела 20 апреля 2011 г. в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Тюльконой Л.В. на определение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2011 г., которым Тюлькиной Л.В. отказано в принятии заявления.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюлькина Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий заместителя председателя Пермского краевого суда А.И. Бестолкова, возложении обязанности рассмотрения ее заявления, поступившего из Высшей квалификационной коллегии судей РФ председателем Пермского краевого суда В.Н. Вельяниновым.
Суд вынес приведенное выше определение, указав, что председатель суда не относится к числу лиц, действия которого могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ.
В частной жалобе Тюлькина Л.В. просит отменить определение, указывая на возможность обжалования действий должностного лица судебной системы РФ.
Проверив законность и обоснованность определения по доводам жалобы, судебная коллегия находит определение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;
органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;
органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
3. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).
К должностным лицам, в частности, относятся:
лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);
должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);
должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (статья 359 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ), государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации (статья 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Из указанного следует, что суды и судьи не относятся к числу органов государственной власти и должностных лиц, действия (бездействие) которых подлежат обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ.
Из заявления-жалобы Тюлькиной Л.В. и материалов приложенных к ней следует, что по существу она желает, чтобы председателем Пермского краевого суда была дана оценка действиям судей Пермского краевого суда, связанных с осуществлением правосудия по гражданскому делу с ее участием.
Обжалование судебных актов по гражданским делам осуществляется в кассационном, надзорном порядке. Следовательно, судья правильно отказал в принятии заявления Тюлькиной Л.В., поскольку оно подлежит рассмотрению в ином судебном порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2011 г. оставить без изменения, частную жалобу Тюлькиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.