Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Ворониной Е.И. и судей Валуевой Л.Б., Косенковой Г.В. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 25 апреля 2011 года дело по кассационному представлению Прокуратуры Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 марта 2011 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Пермского края в интересах Филатенковой М.П. к Министерству социального развития Пермского края о включении в список граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., которая поддержала доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пермского края обратился в суд в интересах Филатенковой М.П. с иском к Министерству социального развития Пермского края о включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, указав, что Филатенкова М.П. является лицом из числа несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период второй мировой войны. Приказом начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 26.03.2010 года N331 Филатенкова М.П. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Учетное дело Филатенковой М.П. было направлено в Министерство социального развития для включения ее в список на получение субсидии, однако письмом N 33-08-01-114 от 21.05.2010г. было возвращено в связи с тем, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан производиться не может. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку п. 8 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам, признанным инвалидами, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. В ст. 15 ФЗ "О ветеранах" указаны меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что Филатенкова М.П. имеет право на предоставление мер социальной поддержки в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-п предусмотрен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются в форме субсидии. Считает, что ответчик обязан включить Филатенкова М.П. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Истец, представитель истца в судебном заседании поддержали доводы и требования, изложенные в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационном представлении Прокуратура Пермского края. В кассационном представлении указывается, что вывод суда об отсутствии у Филатенковой М.П. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не основан на законе, противоречит положениям п.6 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", п.З ст.15 ФЗ от 12.05.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Филатенкова М.П. имеет право на предоставление мер социальной поддержки в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Ответчик незаконно отказался включить Филатенкову М.П. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В судебную коллегию поступили возражения на кассационное представление от Министерства социального развития Пермсокго края, в которых указывается на необоснованность доводов представления, поставлен вопрос об оставлении решения суда без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения. В соответствии с ч. 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационного представления.
В соответствие с Указом Президента РФ N 714 от 08.05.2008г. "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствие с Федеральным законом "О ветеранах "от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ. Исходя из правового смысла, данный Указ имеет целевую направленность, а именно предоставление ветеранам ВОВ дополнительной гарантии к празднованию годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Из смысла ч. 1 ст. 2 указанного Закона следует, что ветеранами войны являются лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Одновременно ч,2 указанной статьи определен перечень иных лиц, которые также могут быть отнесены к ветеранам войны; перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Позиция прокурора сводится к тому, что поскольку Филатенкова М.П. пользуется всеми льготами и гарантиями, которыми пользуются поименованные в ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" лица, постольку на нее также должна распространяться гарантия обеспечения жилым помещением посредством предоставления субсидии в соответствие с Указом Президента N 714 от 08.05.08 г.. Судом дана оценка доводам заявтеля, вывод суда об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований судебная коллегия находит правильным.
Вопрос о предоставлении социальных гарантий бывшими несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, с 01.01.2005 г. урегулирован п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ".
Согласно указанной норме льготы по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников концлагерей, не признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются как для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Вместе с тем, поскольку такая категория лиц, как несовершеннолетний узник концлагеря не поименована ст. 2 Федерального закона " О ветеранах", а Указ Президента N 714 от 08.05.08 г. носит исключительно персонифицированный характер, т.е. рассчитан на определенную категорию лиц, его действие не распространяется на истицу.
С учетом этого обстоятельства отказ Министерства социального развития Пермского края в предоставлении истице субсидии в порядке реализации Указа Президента N 714 от 08.05.08 г. не противоречит закону.
Доводы кассационного представления отмену решения суда не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.