Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гилевой М.Б. судей Абащевой Д.В., Кузнецовой Г.Ю. при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 мая 2011 года дело по кассационной жалобе администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 21 марта 2011 года, которым постановлено:
Признать противоречащими жилищному законодательству Российской Федерации и не подлежащими применению с момента принятия пункт 2 Решения Совета депутатов Бардымского сельского поселения N 256 от 15 декабря 2010 года "О внесении изменений в решение Совета депутатов N 123 от 25 ноября 2009 года "Об установлении тарифов на услуги организации коммунального комплекса на территории Бардымского сельского поселения".
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., объяснения прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бардымского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим жилищному законодательству РФ и не подлежащим применению с момента принятия п. 2 Решения Совета депутатов Бардымского сельского поселения N 256 от 15.12.2010 года "О внесении изменений в решение Совета депутатов N 123 от 25.11.2009 года "Об установлении тарифов на услуги организации коммунального комплекса на территории Бардымского сельского поселения".
Требования обосновывает тем, что Советом депутатов Бардымского сельского поселения 15.12.2010 принято решение за N 256 "О внесении изменений в решение совета депутатов от 25.11.2009 года N 123 "Об утверждении тарифов на услуги организации коммунального комплекса на территории Бардымского сельского поселения", которое было опубликовано в газете "Рассвет" 21.11.2011 года. Пунктом 2 Решения Совета депутатов Бардымского сельского поселения N 256 от 15.12.2010 года установлены и введены в действие с 01.01.2010 тарифы на услуги организации коммунального комплекса согласно приложению к этому решению. Постановлением Правительства Российской Федерации N 609 от 21.08.2001 года "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" с 01.01.2004 года практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей отменена. В нарушение вышеуказанной нормы, тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения на территории Бардымского сельского поселения, а также бюджетных и прочих потребителей установлены различные по величине.
Так, тарифы на услуги по водоснабжению для населения "холодная вода" установлены в размере 11,90 рублей за 1 куб.м., когда для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, и прочих потребителей были установлены в размере 21,13 рублей за 1 куб.м. Тарифы на услуги по водоснабжению для населения "горячая вода" были установлены в размере 40,00 рублей за 1 куб.м., когда для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, и прочих потребителей были установлены 53,53 рублей за 1 куб.м. Тарифы на услуги по водоотведению для населения были установлены в размере 12,00 рублей за 1 куб.м., при этом для остальных потребителей 28,78 рублей за 1 куб.м.
В нарушение постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края N4 от 24.11.2009 года Решением Совета депутатов Бардымского сельского поселения N256 от 15.12.2010 тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, с учетом тарифов на тепловую энергию на 2010 год (действующими в 2011 году) установлены свыше предельного индекса максимального возможного изменения тарифов, установленных Постановлениями РЭК Пермского края. Федеральным законом от 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федераций и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из полномочий органов местного самоуправления исключены вопросы установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (ст. 5 Закона). В связи, с чем с 13.08.2010 года органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса. Однако пунктом 2 Решения Совета депутатов N 256 от 15.12.2010 года практически вновь установлены и введены в действие с 01.01.2010 года тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В судебном заседании помощник прокурора Бардымского района заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - глава Бардымского сельского поселения с заявлением согласился.
Представители заинтересованного лица - администрации Бардымского сельского поселения заявленные требования признали частично, пояснив, что действительно с 13.08.2010 года органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Представитель третьего лица МУП ЖКХ " ***" с заявлением в части отмены решения Совета депутатов N 256 согласился, а в части расчетов КРК не согласен, считает, что предельный индекс выдержан.
Представитель третьего лица ООО " **" с заявлением прокурора согласен. Расчеты были предоставлены, и в действительности по расчетам тарифы превышают предельно допустимый индекс.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрации Бардымского сельского поселения указывая, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ" рассмотрение споров, связанных с государственным регулированием цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса отнесено к подведомственности арбитражных судов. По требованию прокурора Бардымского района была проведена проверка установленных тарифов с привлечением специалистов КРК Земского собрания Бардымского района и было установлено, что предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги, установленные на 2010 год были завышены. Контрольно -ревизионная комиссия Земского собрания не является уполномоченной организацией по проведению проверки по факту регулирования предельных индексов роста цен за коммунальные услуги.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм процессуального права (п.4ч.1 ст.362 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно п.1 ч.1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В силу п. 2 ч.1 названной нормы права указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Как следует из материалов дела, суд, принимая к своему производству заявление прокурора, не учел содержание вышеприведенных норм права и не принял во внимание экономический характер возникшего спора. В данном случае прокурором оспаривается нормативно-правовой акт в сфере регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства. Данное требование в силу прямого указания закона подлежит рассмотрению арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене как вынесенное с нарушением установленных процессуальным законом правил подведомственности споров.
В связи с тем, что для принятия нового решение не требуется выяснение дополнительных обстоятельств, судебная коллегия считает необходимым принять решение о прекращении производства по делу исходя из положений абз. 2 ст.220 ГПК РФ как дела, не подлежащего рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление должно рассматриваться и разрешаться в ином судебном порядке.
Руководствуясь ст. 361, 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бардымского районного суда Пермского края от 21 марта 2011 года отменить.
Производство по делу по заявлению прокурора Бардымского района Пермского края о признании противоречащим жилищному законодательству РФ и не подлежащим применению с момента принятия пункта 2 Решения Совета депутатов Бардымского сельского поселения N 256 от 15 декабря 2010 года "О внесении изменений в решение Совета депутатов от 25 декабря 2009 года N 123 "Об утверждении тарифов на услуги организации коммунального комплекса на территории Бардымского сельского поселения" прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.