Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Гилевой М.Б., судей Киселевой Н.В. и Абашевой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 25 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ "Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ****" на решение Большесосновского районного суда от 17.03.2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования Шлыкова Н.А. удовлетворить.
Включить в стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости периоды: с 23 октября 1983 года по 29 октября 1985 года, с 26 ноября 1985 года по 18 июля 1991 года - нахождение на службе по призыву в рядах Советской Армии; с 01 сентября 1995 года по 20 ноября 2001 года - работа в должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в ****.
Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в **** назначить Шлыкову Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления с 08 ноября 2010 года."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ "Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ****" от 13.11.2010 г. Шлыкову Н.А. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Шлыков Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ "Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ****" о признании его незаконным, возложении на ответчика обязанности по включению периода его службы в Армии с 23.10.1983 г. по 29.10.1985 г. и с 26.11.1985 г. по 18.07.1991 г., а также периода его работы с 01.09.1995 г. по 20.11.2001 г. в должности руководителя ОБЖ в **** в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, и назначении ему пенсии с 08.11.2010 г.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Х. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ "Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ****", ссылаясь на нормы материального права, просит решение суда отменить. Действовавшим законодательством не была предусмотрена возможность включения времени службы в армии в специальный стаж работы. Также не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периода работы в должности руководителя ОБЖ.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.З данной статьи названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальности и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как было установлено судом и следует из трудовой книжки Шлыкова Н.А., с 23.10.1983 г. по 29.10.1985 г. и с 26.11.1985 г. по 18.07.1991 г. он проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, а с 01.09.1995 г. по 20.11.2001 г. работал в должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в ****.
Принимая решение об удовлетворении требований истца о включении периода его работы с 01.09.1995 г. по 20.11.2001 г. в должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в **** в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, суд правомерно исходил из того, что в данный период времени его работа была связана непосредственно с детьми, т.е. он занимался именно педагогической деятельностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавших Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N1067, отсутствуют наименование должности "руководитель основ безопасности".
В Списке, утвержденном 29.10.2002 г. и в Списке, утвержденном 22.09.1999 г. имеется наименование должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности ".
Как было установлено судом, фактически Шлыков Н.А. выполнял работу преподавателя-организатора ОБЖ, а запись в его трудовую книжку о том, что он принят на работу на должность руководителя ОБЖ, была внесена ошибочно. Делая вывод о том, что истец фактически занимался преподавательской деятельностью, суд проанализировал приказы директора школы о распределении педагогической нагрузки, тарификационные списки за 1995-2001 годы, в которых указано на преподавание Шлыковым Н.А. ОБЖ в 5-11 классах, указано количество часов в неделю. В классных журналах истец также поименован в качестве учителя ОБЖ. В штатных расписаниях школы за 1999-2002 годы была предусмотрена должность именно педагога-организатора ОБЖ.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что у суда не имелось права устанавливать тождественность выполняемой истцом работы, является несостоятельным.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности той должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N367, вступившим в действие с 1 января 1996 года, не предусмотрена должность "руководитель основ безопасности жизнедеятельности". В классификаторе имеется только должность "педагог-организатор".
То есть само по себе отсутствие такого наименования должности, как руководитель ОБЖ, подтверждает то обстоятельство, что работодателем при принятии истца на работу была допущена ошибка в указании наименования его должности.
Вместе с тем, неверное указание наименования должности истца не меняет условий его труда, должность "руководитель ОБЖ" по осуществлению должностных обязанностей и выполняемой работы соответствует должности "преподаватель-организатор ОБЖ".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения периода работы Шлыкова Н.А. в должности руководителя ОБЖ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Принимая решение об удовлетворении требований истца о включении периодов его службы составе Вооруженных сил СССР, суд правомерно исходил из наличия для этого оснований.
Так, в период, когда истец служил в армии с 23.10.1983 г. по 29.10.1985 г. и с 26.11.1985 г. по 18.07.1991 г., действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п.4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
То обстоятельство, что на момент обращения Шлыкова Н.А. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, не свидетельствует о том, что условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения Шлыкова Н.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу ГУ "Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ****" на решение Большесосновского районного суда от 17.03.2011 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.