Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Валуевой Л.Б.,
Судей Косенковой Г.В., Ворониной Е.И.,
При секретаре Торсуковой Т.Ф.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 25 апреля 2011 года
гражданское дело по кассационной жалобе Коробковой Н.Ф. на
решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 февраля 2011 года, которым
постановлено:
"Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования " ***" задолженность по заработной плате 4054 руб. 33 коп, компенсацию морального вреда 1500 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб.
Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования " *** " пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
В остальной части иска Коробковой Н.Ф. отказать."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения истицы Коробковой Н.Ф., представителя ответчика С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коробкова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования " ***" об обязании ответчика увеличить ее должностной оклад исходя из МРОТ, в связи с чем произвести перерасчет заработной платы за 2009 год; внести в дополнительное соглашение 0,5 ставки уборщицы и произвести перерасчет заработной платы за дни вынужденного прогула.
Заявленные требования мотивировала следующим: 31 августа 2004 года она была принята в ФГОУ СПО " ***" на должность ** на полную ставку и на должность ** на 0,5 ставки, с ней был заключен трудовой договор N 600. В связи с вступлением в силу с 01 декабря 2008 года Постановления Правительства РФ N 583 с ней 14.11.2008г. было заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному трудовому договору, вследствие чего должность дежурной по общежитию была отнесена к первому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы "Общеотраслевые должности служащих первого уровня", установлен должностной оклад в размере 2100 руб. и компенсационная доплата за работу в ночное время в размере 20% от оклада, а должность уборщицы сократили. Указанные действия работодателя истица расценивала как необоснованное отстранение от работы и лишение заработка. Указывала также, что продолжительность ее рабочей недели составляет 48 часов, что является нарушением трудового законодательства. Положением " Об оплате труда" в ПСК установлен размер компенсационной выплаты до 35 % от оклада за работу в ночное время, тогда как ей выплачивают 20% от оклада за работу в ночное время. Полагала, что ее заработная плата должна рассчитываться исходя из оклада, количества часов, не превышающих нормальную рабочую трудовую неделю и 35-процентной компенсации за работу в ночное время.
Уточнив исковые требования, Коробкова Н.Ф. просила обязать ФГОУ СПО" ***" выплатить ей в качестве недоначисленной заработной платы за 2009 год 29 075 руб. 76 коп.; обязать ФГОУ СПО " *** " выплатить ей недоначисленную заработную плату за период с 01.01.10 г.по 30.08.2010 года 14 171 руб. 88 коп.; обязать ФГОУ СПО " ***" выплатить ей в качестве оплаты за сверхурочное время за период с 01.01.10 г.по 30.08.2010 г. 5 338 руб. 225 коп.; обязать ФГОУ СПО " ***" выплатить ей в качестве оплаты за работу в праздничные дни с 01.01.10 г. по 30.08.10 г. 2566 руб. 46 коп.; обязать ФГОУ СПО " *** " выплатить компенсацию морального вреда в сумме 40 000 руб., оплатить расходы представителя в размере 22000 руб.
В судебном заседании истица и ее представитель на заявленных требованиях настаивали.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе истица Коробкова Н.Ф., полагая его незаконным и необоснованным. По мнению истицы суд неверно истолковал положение ст. 129 ТК РФ, в результате чего пришел к неверному выводу о том, что базовый должностной оклад может быть ниже МРОТ. Суд не применил Положение Постановления Правительства РФ N 583 от 05.08.2008 г. " О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов...", согласно которому оплата труда осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Согласно п. 3 указанного Постановления заработная плата работников и гражданского персонала ( без учета премий и других стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы ( без учета премий и других стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников ( гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации. Суд не учел, что в 2007 и 2008 г.г. проводилась индексация ставок ETC соответственно в сумме 14 и 15%, в связи с чем начисляемый истице оклад, выплачиваемый из источника постоянного финансирования, должен был составлять 3 500 руб. Суд не учел всех обстоятельств дела при назначении заниженного размера компенсации морального вреда, нарушил принцип разумности, компенсировав расходы по оплате помощи представителя в размере 5 000 руб.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по изложенным в ней доводам.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права судом не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу ч. 3 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.2008г. 91-ФЗ " О внесении изменений в статью 1 Федерального закона " О минимальном размере оплаты труда " с 01 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 руб.
В силу ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки ( части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки ( части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства данного дела: 31 августа 2004 года Коробкова Н.Ф. была принята на должность дежурной по общежитию N 1 ПСК по третьему разряду, с ней был заключен трудовой договор. В связи с вступлением в силу с 01 декабря 2008 года Постановления Правительства РФ N 583 с истицей было заключено дополнительное соглашение, согласно которому должность истицы отнесена к первому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы " Отраслевые должности служащих первого уровня", ей установлен должностной оклад в размере 2 100 руб.
В дополнительном соглашении от 14 ноября 2008 года N 42 к трудовому договору от 31.08.2004 года N 600 компенсационные и стимулирующие выплаты не были конкретизированы. В указанном соглашении имеется ссылка на Положение об оплате труда и порядке выплат стимулирующего характера работников ПСК по итогам работы ( Приложение N 2,3) и на Коллективный договор.
В приложении N 1 " Положение об оплате труда на 2008-2009 годы" к Коллективному договору указаны базовые оклады по установленным профессиональным квалификационным группам, согласно которым дежурным по общежитию установлен базовый оклад 2 100 руб.
В приложении N 2 к " Положению об оплате труда на 2008- 2009 годы" указан перечень видов выплат компенсационного характера, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за работу в ночное время, установлен размер компенсационных выплат до 35% от базового оклада. Истице указанная компенсационная выплата была установлена в размере 20% от оклада за работу в ночное время.
Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к выводу о необоснованности доводов истицы о том, что ее должностной оклад должен составлять 4330 руб. При этом суд исходил из того, что должностной оклад истицы в размере 2100 руб., является базовым, установлен на основании заключенного между сторонами дополнительного соглашения к трудовому договору, в связи с чем начисление заработной платы, оплаты труда за сверхурочное время и праздничные дни работодателем обоснованно производится именно из данного размера оклада - 2100 руб.
Указав, что в соответствии с положениями ст. ст. 129, 133 ТК РФ оплата труда, включающая в себя оклад и другие компенсационные выплаты стимулирующего характера, не может быть ниже минимального размера, установленного ФЗ РФ от 24.06.2008 года " О внесении изменений в ст. 1 ФЗ" О минимальном размере оплаты труда " и составляющего с 1 января 2009 года 4 330 руб., суд установил, что с учетом удержания подоходного налога истице в течение 2009-2010 г.г. полагалось к ежемесячной выплате не менее 4332 руб. 17 коп.
Произведя расчет, приведенный в мотивировочной части решения суда, суд установил, что в 2010 году истице не доплачено заработной платы 372 руб. 89 коп., в 2009 г.- 2 859,45 руб., всего: 3232 руб. 84 коп., оплата праздничных дней за 2010 год-821,99 руб. Таким образом, всего ко взысканию: 4054 руб. 33 коп.
При взыскании компенсации морального вреда суд руководствовался требованиями ст. 237 ТК РФ, при взыскании расходов по оплате помощи представителя- ст. 100 ГПК РФ.
Выводы суда, положенные в основу решения, являются обоснованными и мотивированными.
Довод кассационной жалобы о том, что суд неверно истолковал положение ст. 129 ТК РФ, что привело к неверному выводу о том, что базовый должностной оклад может быть ниже МРОТ, не может быть принят во внимание.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя компенсационные выплаты, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплаты и надбавки симулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 ТК РФ исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату ( минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов ( должностных окладов), а также базовых окладов ( базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда ( часть четвертая статьи 133 ТК РФ).
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК РФ ( в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств суд первой инстанции при разрешении данного спора правильно исходил из того, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Довод кассационной жалобы о том, что оклад истицы должен был составлять не менее 3500 руб., необоснован. Из материалов дела следует, что оклад истицы в размере 2100 руб. является базовым, установлен на основании заключенного между сторонами дополнительного соглашения к трудовому договору. Истица условия дополнительного соглашения не оспаривала, подписала его. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений трудовых прав истицы в части установления оклада в размере 2100 руб. ответчиком не допущено. При этом довод истицы о том, что судом не учитывалось Постановление Правительства РФ N 583 при разрешении спора, опровергается мотивировочной частью обжалуемого решения.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не учел всех обстоятельств дела при назначении заниженного размера компенсации морального вреда, не может быть принят во внимание. Размер компенсации морального вреда, определенный судом в размере 5 000 рублей, отвечает принципам разумности и справедливости, требованиям ст. 127 ТК РФ, ст.ст. 151, 1101 ГК РФ.
Исходя из изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с позицией суда первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Коробковой Н.Ф. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.