Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Валуевой Л.Б.,
Судей Ворониной Е.И., Косенковой Г.В.,
При секретаре Торсуковой Т.Ф.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 18 апреля 2011 года гражданское
дело по кассационной жалобе Гордеева А.С. на решение Березовского
районного суда Пермского края от 11 марта 2011 года, которым постановлено:
" В удовлетворении иска Гордеева А.С. к Отделу пенсионного фонда РФ ( ГУ) в Березовском районе Пермского края о включении периодов работы с 28 июня 1979 года по 24 августа 1983 года, с 01 сентября 1989 по 01 сентября 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 12 июля 1998 года и с 01 января 2001 года по 24.09.2009 года в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о возложении обязанности на ответчика о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения Гордеева А.С, представителя ответчика Щ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гордеев А.С. обратился в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Березовском районе Пермского края о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 24.04.2009 года. Просил включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды работы: с 28.06.1979 г. по 24.08.1983 г. в должности ** Березовского *****, с 01.09.1989 г. по 01.09.1994 г. в должности ** в Березовском ***, с 01.09.1994 года по 24.04.2009 года в должности ** дополнительного образования.
Заявленные требования Гордеев А.С. мотивировал следующим: 24.04.2009 года обратился в Отдел Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Березовском районе Пермского края с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Указанное решение комиссии по реализации пенсионных прав считает незаконным.
В судебном заседании Гордеев А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Гордеев А.С, полагая его незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением судом норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. Суд не учел представленные им доказательства о необходимости включения в педагогических стаж периодов работы. Суд не принял во внимание нормативные акты, подтверждающие обоснованность заявленных им требований. Суд не учел его педагогическую деятельность ежегодно в клубах " *" и " **", в которых обучалось около 100 школьников, за годы деятельности было воспитано более 50 чемпионов Пермского края по футболу и шахматам.
В возражениях на кассационную жалобу Отдел пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Березовском районе Пермского края просит решение суда оставить без изменения.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно протоколу N 49 от 04 мая 2009 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан специальный стаж Гордеева А.С. составляет 10 лет 2 месяца 17 дней. В специальный стаж ему были включены периоды: с 05.09.1977 г. по 28.06.1979 г., с 24.08.1983 г. по 01.09.1989 г. в должности ** производственного обучения в Березовской средней школе, с 13.07.1998 г. по 31.12.2000 г. в должности ** дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования для детей " ***".
В специальный стаж не были включены периоды работы с 26.06.1979 г. по 24.08.1983 г. в должности ** Березовского *****, с 01.09.1989 г. по 01.09.1994 г. в должности ** кружка в Березовском ***, с 01.09.1994 г. по 12.07.1998 г. в должности ** дополнительного образования в Березовском ***, с 01.01.2001 г. по 24.04.2009 г. в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении для детей " ***".
Период работы в должности ** Березовского ***** не был включен в стаж со ссылкой на то, что Списком N 781 работа в партийных и комсомольских органах не предусмотрена в качестве работы, подлежащей включению в специальный стаж.
Период работы в должности ** не был включен в стаж в связи с тем, что наименование должности "руководитель кружка" и наименование учреждения" Дом пионеров" Списком N 781 не предусмотрены.
Период работы с 01.01.2001 г. по 24.04.2009 года в должности ** дополнительного образования не был включен в специальный стаж со ссылкой на п. 12 Правил, согласно которому работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "наименование учреждений" Списка, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж при наличии одновременно следующих условий:
1/ на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
2/ у лица имеется факт работы ( независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "наименование должностей" и в п. 2 раздела "наименование учреждений" Списка.
Как указано в протоколе N 49, у Гордеева А.С. отсутствует одно из условий-наличие 16 лет 8 месяцев специального стажа.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда являются правомерными, подробно мотивированы.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ".
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует наименование должности "руководитель кружка".
Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Таким образом, во включении периода работы в указанной должности Гордееву А.С. отказано правомерно, довод кассационной жалобы о необходимости включения в специальный стаж работы периода его работы в должности ** противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вывод суда о том, что период его работы на выборной должности не подлежит включению в специальный стаж в связи с тем, что его стаж для назначения пенсии составляет 10 лет 2 месяца 17 дней, является обоснованным.
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах (п.п. "а" п. 1).
В силу п. 4 этого же Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Довод кассационной жалобы о необоснованности отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования не может быть принят во внимание.
В соответствие: с п. 12 указанных Правил, работа в должности ** дополнительного образования за периоды, начиная с 01.01 2001 г., засчитывается в стаж работы в случае, если: 1) на 01.01.01 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев: 2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
При этом указанные условия должны действовать одновременно, т.е. в совокупности.
Данная позиция основана на следующем. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривалось включение в специальный стаж для назначения пенсии по старости досрочно работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей без каких-либо ограничений. Ограничение на включение в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, работы в должности педагога дополнительного образования (включается только при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 г. по 31.12. 2000 г.) впервые введено Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 годаИ 1067".
Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено законодателем в связи с изменением оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению. Так, предусматривая право лица на льготную пенсию, законодатель изначально исходит из необходимости защиты от риска утраты профессиональной трудоспособности лица, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой в общеобразовательных учреждениях, а именно с той, которая связана с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности. С этой позиции работа в должности преподавателя в общеобразовательном учреждении и работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования для детей по степени психофизиологических нагрузок отличаются друг от друга. Именно с учетом этого обстоятельства законодатель пересмотрел вопрос о дополнительных гарантиях в виде включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в должности ** дополнительного образования, предусмотрев наличие двух вышеприведенных условий в совокупности.
Как следует из материалов дела, продолжительность специального стажа истца, дающего право на назначение пенсии по старости досрочно, составляет 10 лет 2 месяца 17 дней, таким образом, отсутствует одно из совокупных условий для включения указанного период в специальный стаж.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, несоблюдении конституционных принципов на правильность выводов суда не влияют, отмену решения не влекут. Правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 193, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Гордеева А.С. на решение Березовского районного суда Пермского края от 11 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.