Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Габдулгаевой Р. на решение Усольского районного суда Пермского края от 10 марта 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Габдулгаевой Р. об оспаривании действий Администрации Орлинского сельского поселения, Администрации Усольского муниципального района отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габдулгаева Р. обратилась в суд с заявлением о признании решений администрации Орлинского сельского поселения, администрации Усольского муниципального района о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и отказа в предоставлении краевого жилищного сертификата недействительными, мотивируя заявление тем, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, 17.03.2010 г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Рспоряжением Главы Орлинского сельского поселения от 03.12.2010 г. N 47 она с учета снята на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Решением Администрации Усольского муниципального района ей отказано в предоставлении краевого жилищного сертификата. Для принятия оспариваемых решений нарушены сроки, указанные в п.2 ст.56 ЖК РФ, кроме того, снятие с учета является необоснованным.
В судебном заседании заявитель Габдулгаева Р. участия не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представители заинтересованных лиц - администрации Орлинского сельского поселения и администрации Усольского муниципального района в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие, полагали заявление не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Габдулгаева Р., указывая, что суд не учёл, что решение о снятии её с учёта как лица, нуждающегося в жилом помещении, было принято спустя 2,5 месяца после проведения проверки об обоснованности постановки на учёт, что противоречит требованиям п. 2 ст. 56 ЖК РФ. Суд не дал оценки основаниям снятия её с учёта. Не установил, кто именно осуществил принятие её на учёт. Суд не учёл, что в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность доказать неправомерность издания правового акта лежит на органе, его вынесшем, в данном случае - Главе Орлинского сельского поселения и администрации Усольского муниципального района.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ), оснований для отмены решения не нашла.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
П.4 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отказывая Габдулгаевой Р. в удовлетворении заявления, суд обоснованно руководствовался вышеприведенными нормами права, регулирующим вопросы предоставления социальной поддержки государством лиц, нуждающихся в жилом помещении и, установив, что у органа местного самоуправления - администрации
Орлинского сельского поселения отсутствовали предусмотренные Жилищным кодексом РФ и ФЗ РФ "О ветеранах" основания для постановки заявителя на учет как лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, пришел к правильному выводу о правомерности снятия заявителя с учёта и, как следствие, отсутствии оснований для реализации заявителем права на получение жилищного сертификата.
При этом суд правильно посчитал, что при установлении обстоятельств, которые указывают на отсутствие у заявителя совокупности условий, при которых по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, лицо признается нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма у органа местного самоуправления, без установленных законодательством оснований осуществившего постановку Габдулгаевой Р. на учёт, в соответствии с п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ имелись основания для снятия с такого учёта, поскольку, как было установлено судом и подтверждается материалами дела, дом, занимаемый заявителем на праве собственности в установленном порядке, не пригодным для проживания не признан. То обстоятельство, что дом нуждается в капитальном ремонте. не указывает на наличие оснований для признания лица нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учёт в качестве такового.
Доводы кассационной жалобы о нарушении срока принятия решения о снятии с учёта отмену решения не влекут, поскольку то обстоятельство, что Главе Орлинского сельского поселения администрацией Усольского муниципального района 21.07.2010 было направлено сообщение о наличии обстоятельств, указывающих на необоснованность постановки на учёт, само по себе на указывает на исчисление срока, предусмотренного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ с этого момента. Кроме того, из содержания приведенной нормы ЖК РФ не следует вывод о том, что указанный срок является пресекательным по истечение которого решение подлежит признанию незаконным независимо от обоснованности такого решения по существу.
Ссылки в жалобе на то, что судом не установлено, каким органом был произведен учёт Габдулгаевой в качестве нуждающейся в жилом помещении, также основательными не являются, поскольку суд обоснованно исходил из того, что постановка заявителя на учёт, а также снятие произведены администрацией Орлинского сельского поселения, что подтверждается решениями N 17 от 17.03.2010 и 03.12.2010 соответственно.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ , судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Габдулгаевой Р. на решение Усольского районного суда Пермского края от 10 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.