Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Косенковой Г.В., Валуевой Л.Б. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 11 мая 2011 г. дело по кассационной жалобе Администрации Губахинского муниципального района Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 6 апреля 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Губахинского муниципального района Пермского края предоставить Сажиной А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади на одного человека по договору социального найма в г. Губаха Пермского края, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Губахи в интересах Сажиной А.А. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и администрации Губахинского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на одного человека, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исковые требования прокурор мотивировал тем, что статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Сажина А.А. родилась дата. Ее отец С. умер 31 марта 1999 года, мать С1. лишена родительских прав. В 2006 году Сажина А.А. закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования " ***", однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. За Сажиной А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: ****. Указанное жилье является ветхим, в связи с чем 29.04.2004 г. Сажина А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Губахи Рощина Е.С. и истица Сажина А. А. исковые требования поддержали.
Представители Правительства Пермского края и администрации Губахинского муниципального района в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Администрация города Перми, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным, ввиду неправильного применения норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая тот факт, что за Сажиной А.А. постановлением администрации г. Губахи Пермской области от 06.09.2001 г N 763 "Об определении несовершеннолетних: Б., дата рождения, Сажиной А.А., дата рождения, С2., дата рождения, С3., дата рождения, в Детский дом и закреплении жилой площади" закреплена жилая площадь по адресу: ****, включение Сажиной А.А. в 2004г. в очередь на предоставление жилья вне очереди произошло не правомерно.
Согласно Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года N 170, в случае выявления в представленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в предоставлении жилья, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, по решению органа местного самоуправления с согласия органа опеки и попечительства осуществляется снятие детей-сирот с учета.
Так же в решении указано на предоставление жилья Сажиной А.А. на территории г. Губаха, что противоречит ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку Сажина А.А. в г.Губаха не проживает. Согласно предоставленной справке МУП " **" ****, Сажина А.А., зарегистрирована по адресу: ****.
Суд самостоятельно признает жилое помещение ветхим, основываясь лишь на акте от 03.11.2010г. N 65. Данные доводы противоречат существующему установленному порядку по признанию домов ветхими указанному в разделе 4 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В случае если жилое помещение становится непригодным для проживания, либо жилищные условия становятся неудовлетворительными, лицо не лишено возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. Ввиду данных обстоятельств, Сажина А.А. не имела законного права на постановку на льготную очередь на предоставление ей жилья вне очереди как сироте.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальной норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 указанного ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (ст. 5).
Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (в ред. от 01.11.2008 г. N334-ПК).
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели.
Указанным Положением на органы местного самоуправления муниципальных районов городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сажина А.А. дата рождения осталась без попечения родителей. Ее отец С. умер 31.03.1999 г., мать С1. лишена родительских прав.
За Сажиной А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: ****. Указанное жилье являлось ветхим, в связи с чем 29.04.2004 г. Сажина А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В 2006 году Сажина А.А. закончила обучение в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования " ***". После окончания учебного заведения жилым помещением по настоящее время не обеспечена.
Удовлетворяя исковые требования о предоставлении истцу Сажиной А.А. благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, суд первой инстанции со ссылкой на вышеуказанные правовые нормы исходил из того, что Сажина А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей; воспитывалась в государственных учреждениях для детей; закрепленное за нею жилое помещение по адресу ****, является ветхим, физический износ дома N **** составляет 67%, т.е. Сажина А.А. по существу не обеспечена надлежащим жилым помещением; Сажина А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с 29.04.2004 года, которым не обеспечена до настоящего времени.
Возлагая на администрацию Губахинского муниципального района Пермского края обязанность по предоставлению Сажиной А.А. жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Пермского края, суд исходил из того, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Выводы суда, положенные в основу решения об удовлетворении заявленных исковых требований, являются обоснованными и мотивированными.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что за Сажиной А.А. закреплено жилое помещение по адресу: ****, поэтому включение ее в 2004 году в очередь на предоставление жилья вне очереди произошло не правомерно, являются несостоятельными и не влекут необходимость отмены судебного решения. Как следует из материалов дела, Сажина А.А. с 29.04.2004 года до настоящего времени состоит на учете как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих о том, что Сажина А.А. не имела законного права на постановку на учет, Администрацией Губахинского муниципального района не представлено. Факт закрепления за истицей жилого помещения по адресу: ****, не имеет правового значения в рассматриваемом случае, поскольку объектом жилищных прав в силу ст. 15 ЖК РФ может быть только жилое помещение пригодное для постоянного проживания, т.е. соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Ветхость жилого помещения, каковым является вышеуказанный дом, свидетельствует о ненадлежащем санитарном и техническом состоянии дома. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении. Так как истица по существу не обеспечена надлежащим жилым помещением, то она сохраняет право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд самостоятельно признал жилое помещение ветхим, основываясь лишь на акте от 03.11.2010г. N 65, что противоречит существующему установленному порядку по признанию домов ветхими указанному в разделе 4 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не влекут необходимость отмены решения суда. Согласно акту N65 от 03.11.2010г. дом N **** находится в ветхом состоянии, физический износ дома составляет 67%. Не выполнение со стороны органов местного самоуправления обязанностей по своевременной инвентаризационной оценке жилого дома по адресу **** (последняя инвентаризационная оценка была проведена по состоянию на 10.12.1995 года) не может являться основанием для ущемления прав Сажиной А.А., как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность на администрацию Губахинского муниципального района Пермского края по предоставлению жилья Сажиной А.А. на территории г. Губаха, поскольку Сажина А.А. в г.Губаха не проживает, согласно предоставленной справке МУП " **, Сажина А.А., зарегистрирована по адресу: ****, не являются основанием к отмене решения суда.
Как следует из копии паспорта Сажиной А.А., она зарегистрирована по месту жительства по адресу: **** (л.д.6 об.)
Согласно справке МУП " **, Сажина А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: **** (л.д.15).
Таким образом, местом жительства Сажиной А.А. является г.Губаха. Следовательно, суд обоснованно возложил на администрацию Губахинского муниципального района обязанность предоставить Сажиной А.А. жилое помещение в г.Губаха.
Иных оснований, влекущих необходимость отмены решения суда, кассационная жалоба ответчика не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.ст.362-364 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Администрации Губахинского муниципального района Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 6 апреля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.