Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Истоминой Т.А., Боталова М.П.
при секретаре Тупицыной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.05.2011 года в г. Кудымкар Пермского края кассационную жалобу ответчика Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края на решение Сивинского районного суда Пермского края от 28.02.2011 года, которым постановлено:
Иск Радостевой Л.И. к Межрайонному территориальному управлению ** Министерства социального развития Пермского края удовлетворить.
Признать за Радостевой Л.И. право на получение мер социальной поддержки в форме освобождения от оплаты за жилье, централизованного отопления, оплаты электроснабжения, денежной выплаты и денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива с 01 января 2010 года.
Возложить обязанность по предоставлению Радостевой Л.И. мер социальной поддержки в форме освобождения от оплаты за жилье, централизованного отопления, оплаты электроснабжения, денежной выплаты и денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива на Межрайонное территориальное управление ** Министерства социального развития Пермского края с 01 января 2010 года.
Взыскать с Межрайонного территориального управления ** Министерства социального развития Пермского края в пользу Радостевой Л.И. в возмещение понесенных судебных расходов 500 руб.
Возместить за счет средств бюджета Сивинского муниципального района Пермского края Радостевой Л.И. уплаченную государственную пошлину в размере 200 руб.
В удовлетворении иска Радостевой Л.И. к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района Пермского края отказать.
Заслушав доклад судьи Истоминой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Радостева Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района Пермского края, Межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края (далее - МТУ N ** Министерства социального развития Пермского края) о предоставлении льгот по оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику и взысканию судебных издержек в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 руб., а также расходов по оплате услуг представителя 500 руб.
В судебном заседании истец требования поддержала, пояснила, что стаж ее педагогической деятельности составляет 19 лет 8 месяцев 20 дней. С последнего места работы МОУ ДО " ***" была сокращена, год стояла на учете в центре занятости населения, 09.09.2010г. вывели на пенсию по старости. До сокращения льгота по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялись. После сокращения и выхода на пенсию в предоставлении льготы ей отказали. Просит признать за ней право на предоставление данных льгот. Взыскать с ответчика судебные издержки в виде уплаченной госпошлины 200 руб. и расходы на оплату услуг представителя 500 руб.
Представитель ответчика Управления образования администрации Сивинского муниципального района Пермского края Бражкина С.П. иск не признала, пояснила, что истица работала методистом в МОУ ДО " ***", которое не являлось структурным подразделением Управления образования. 01.02.2010г. МОУ ДО " ***" реорганизовано в " **", которое не является образовательным учреждением и не производит выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сотрудникам. МСКОУ " ****", где истица работала до 2009 г. в качестве педагога, льготы предоставляла. В связи с переводом истицы на другую работу и не достижением пенсионного возраста, в предоставлении указанной льготы отказано. Указала на то, что Управление образования ответчиком по данному делу не является.
Представитель МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края П. иск не признал, так как истица не являлась педагогическим работником при выходе на пенсию и потому не могла пользоваться мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ " **", привлеченный судом к участию в деле, Дудина Е.А. пояснила, что истец работала в МОУ " ***" с 01.11.2007г. по 01.07.2009г., ей производилась оплата коммунальных услуг. В связи с сокращением штата, истец была уволена 01.07.2009г., выплата расходов по коммунальным услугам ей была прекращена. В 2010г. МОУ " ***" преобразовано в МУ " **", поменялся Устав, в соответствии с которым сотрудникам льготы, установленные педагогическим работникам, не предусмотрены.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития Пермского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в возражениях иск не признал, указал, что у Радостевой Л.И. не возникло право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Представитель Управления финансов администрации Сивинского муниципального района Пермского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что в связи с увольнением по сокращению штатов 01.07.2009г. из МОУ ДО " ***" истица право на получение мер социальной поддержки утратила, так как на момент установления трудовой пенсии 09.09.2010г. Радостева Л.И. данными мерами не пользовалась.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края с решением суда не согласно. Считает выводы суда о том, что Радостева Л.И. имеет право пользования мерами социальной поддержки через МТУ ** Минсоцразвития Пермского края не основанными на нормах действующего законодательства. Судом не учтено, что истец по состоянию на 01.01.2010г. пенсионером не являлась, пенсия ей назначена только с 09.09.2010г. Ликвидации МОУ ДО " ***" не было. Просит отменить решение суда.
В возражениях на кассационную жалобу истец Радостева Л.И. считает решение суда законным и обоснованным, просит его утвердить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Радостева Л.И. обратилась с вышеуказанным иском в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец право на получение мер социальной поддержки в форме освобождения от оплаты за жилье, централизованного отопления, оплаты электроснабжения, денежной выплаты и денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива имеет. В связи с чем ее требования подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки следует возложить на Межрайонное территориальное управление ** Министерства социального развития Пермского края с 01 января 2010 года.
Судебная коллегия считает данный вывод обоснованным.
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ФЗ РФ "Об образовании", Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг" N 1845-395 от 30.11.2004 года, закона Пермского края N136-ПК от 08.11.2007 года "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам" истица пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Согласно ст. 1 указанного Закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010 года действует Закон Пермского края "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" N 628-ПК от 01.06.2010 года, статьей 2 которого предусмотрено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ими ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010 года N 293-П и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.
Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 293-п "Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" Выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам осуществляют в том числе территориальные органы Министерства социального развития Пермского края (далее - территориальные органы, Министерство) -пенсионерам ликвидированных учреждений системы образования и членам их семей, пенсионерам и членам их семей, переехавшим из одного муниципального образования в другое муниципальное образование Пермского края, пенсионерам и членам их семей, переехавшим на постоянное место жительства в Пермский край из других субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.1,2 ст. 32 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991г. "О занятости населения в РФ", гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 21-25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
Согласно п.2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.07.2009г. Радостева Л.И. имеет педагогический стаж 19 лет 8 месяцев 20 дней. Согласно записям в трудовой книжке истицы, в период с 01.11.2007г. по 01.07.2009г. она работала в должности заместителя директора по учебно-методической работе в МОУ ДО " ***", которое являлось образовательным учреждением, в связи с чем истцу данным учреждением предоставлялись льготы как педагогическому работнику образовательных учреждений, работающему и проживающему в сельской местности -меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 55 ФЗ N 3266-1 от 10.07.1992г. "Об образовании").
Согласно приказа N 47 от 25.06.2009г., а также записи в трудовой книжке N 17 -01.07.2009г. Радостева Л.И. уволена по ст. 81 ч.2 п.1 (сокращение численности) ТК РФ (л.д.15,30).
Согласно справки, выданной МУ " **", на дату увольнения по сокращению штата истице предоставлялись льготы по выплате коммунальных услуг: за электроэнергию, твердое топливо (л.д.21).
С 02.07.2009г. по 09.09.2010г. истица состояла на учете в ГУ-Центр занятости населения Сивинского района Пермского края. С 09.09.2010г. была снята с учета в связи с назначением ей досрочной пенсии.
Как установлено судом, в соответствии с Приказом N 401 от 09.12.2009г. Управления образования Администрации Сивинского муниципального района, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования " ***" был переименован в муниципальное учреждение " **" Сивинского муниципального района с 01.02.2010г. (МУ " **").
За МУ " **" закреплены два направления деятельности: организационно-техническое обеспечение МОУ, информационно-методическое обеспечение МОУ (л.д.29, 31-39).
Таким образом, МУ " **" педагогической деятельностью прекратило заниматься, образовательным учреждением больше не является, соответствующие выплаты своим работникам, предусмотренные Законом "Об образовании", не производит.
Учитывая вышеизложенные нормы права и обстоятельства дела, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что исковые требования Радостевой Л.И. подлежат удовлетворению.
Радостева Л.И. имеет соответствующий педагогический стаж, на момент увольнения из МОУ ДО " ***" пользовалась мерами социальной поддержки, льготами по оплате коммунальных услуг. Образовательное учреждение, из которого истец была уволена, с 01.02.2010г. прекратило осуществлять образовательную деятельность. В настоящее время работникам данного учреждения меры социальной поддержки для педагогов, проживающих в сельской местности, не предоставляются.
С 02.2009г. по 08.09.2010г. состояла на учете в ЦЗН по Сивинскому району, 09.09.2010г. ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости.
Таким образом, согласно п.2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" фактически ее трудовой стаж не прерывался. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Радостева Л.И. также могла быть выведена на досрочную трудовую пенсию с сразу после постановки на учет в ЦЗН.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности предоставления истице мер социальной поддержки с 01.01.2010 года несостоятельны.
Судом установлено, что истице Радостевой Л.И. указанные меры предоставлялись по 31 декабря 2009 года. В связи с тем, что трудовой стаж истицы не прерывался, суд пришел к правильному выводу о предоставлении Радостевой Л.И. мер социальной поддержки с 01.01.2010 года.
Доводы кассационной жалобы МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края несостоятельны и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, нормы материального права истолкованы и применены судом первой инстанции верно.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сивинского районного суда Пермского края от 28.02.2011 года по делу по иску Радостевой Л.И. к Управлению образования администрации Сивинского муниципального района Пермского края, Межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края о предоставлении льгот по оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику и взысканию судебных издержек в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 руб. - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.