Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Балуевой Н.А.
Судей Лапухиной Е.А, Нечаевой Н.А.
При секретаре Шейко Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 11 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации г. Соликамска Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 марта 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования исполняющего обязанности Соликамского городского прокурора в интересах Смолкиной-Голионко И.В. к Администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию города Соликамска Пермского края предоставить во внеочередном порядке Смолкиной-Голионко И.В., дата рождения, на условиях социального найма, благоустроенное применительно к условиям города Соликамска Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение на семью из трёх человек, включая несовершеннолетнюю дочь -Смолкину-Голионко Н.А., дата рождения и мужа -Смолкина-Голионко А.Н., дата рождения, размером не менее 36 квадратных метров общей площади, расположенное в черте города Соликамска Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели Правительством Пермского края.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, пояснения прокурора Левыкиной ЛЛ, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности Соликамского городского прокурора в интересах Смолкиной-Голионко И. В. обратился в суд с заявлением к Администрации г. Соликамска Пермского края, просит обязать ответчика предоставить Смолкиной-Голионко И.В. на семью из 3-х человек на условиях социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение, размером не менее 12 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи, расположенное в черте г. Соликамска Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых Правительством Пермского края.
В обоснование требований прокурор указал, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку её мать - Г. умерла в 1990 году, в отношении дочери была одинокой матерью, сведения об отце ребёнка внесены в свидетельство о рождении со слов матери.
Смолкина-Голионко И.В., дата рождения, закрепленного жилья не имеет, в несовершеннолетнем возрасте находилась на полном государственном обеспечении в *** с 05.09.1988г. по 25.06.1997г., состоит на учете в администрации г.Соликамска в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей". В 2001 году ответчиком ей было предоставлено койко-место в общежитии. 20.05.2009г. между сторонами был заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: **** на семью из трёх человек, включая истицу и членов её семьи: несовершеннолетнюю дочерь С., дата рождения, и мужа С1.
Таким образом, в данном жилом помещении общей площадью 17,8 кв.м. проживает семья истицы из трёх человек, на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м. площади, что является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ниже установленной социальной нормы площади жилья. Однако ответчиком гарантированное законом право Смолкиной-Голионко И.В. на жилье нарушается, жилое помещение соответствующей площади не предоставляется.
Представитель заявителя на требованиях настаивала.
Смолкина-Голионко А.Н. в судебное заседание заявленные требования поддержала. Представитель ответчика Администрации г. Соликамска в суд не явился. Третье лицо - Правительство Пермского края просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация г. Соликамска просит решение суда отменить, поскольку Смолкина-Голионко И.В. была постановлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья после наступления 18 лет, т.е. после того, как утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В связи с тем, что Смолкина -Голионко И.В. и ее семья имеют в пользовании жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, является незаконным решение суда об обязании ответчика предоставить им еще одно жилое помещение по договору социального найма. Незаконным является также решение суда в части обязания ответчика предоставить истице жилое помещение с учетом членов ее семьи, поскольку меры социальной поддержки государство осуществляет лишь в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством: выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;
Постановлением главы города Соликамска от 31 марта 2006 г. N 581 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Соликамского городского округа" (в ред. Постановления Главы г. Соликамска от 15.09.2006 N 1523) установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 12 кв. м общей площади на одного члена семьи и постановлено считать благоустроенными, применительно к условиям города Соликамска, жилые помещения, находящиеся в зданиях капитального типа и оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроснабжением.
Судом установлено, что Смолкина -Голионко И.В, дата рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мать истицы - Г., умерла в 1990г., отец ребёнка неизвестен.
Истица в несовершеннолетнем возрасте находилась на полном государственном обеспечении в Соликамской школе-интернате с 05.09.1988г. по 25.06.1997г., с 2000 года состоит на учете в администрации г. Соликамска в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей", очередность N 61. До настоящего времени закрепленного жилого помещения она не имеет, жилых помещений на праве собственности не имеет.
Членами семьи Смолкиной-Голионко И.В. являются ее муж С1. и дочь С.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Смолкина-Голионко И.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию г. Соликамска Пермского края по предоставлению Смолкиной-Голионко И.В. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее установленной нормы на семью из трех человек, являются правомерными.
Суд сделал правильный и обоснованный вывод о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления - Администрацию г. Соликамска района Пермского края, поскольку предоставление Смолкиной-Голионко И.В. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применен материальный закон, решение суда основано на надлежащей оценке имеющихся по делу доказательств в их совокупности. Поэтому доводы кассационной жалобы состоятельными не являются и отмену оспариваемого судебного постановления не влекут.
Довод кассационной жалобы о том, что не основан на действующем законодательстве вывод суда о необходимости предоставления Смолкиной-Голионко И.В. жилого помещения с учетом членов ее семьи, не влияет на законность вынесенного судом решения, поскольку основан на неверном толковании норм права. Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что жилые помещения гражданам, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются с учетом членов их семей.
Таким образом, поскольку муж и дочь являются членами семьи Смолкиной-Голионко И.В, следовательно, она имеет право на получение жилого помещения с учетом интересов членов семьи.
Довод кассационной жалобы о том, что Смолкина -Голионко И.В. не имеет права на получение жилого помещения, поскольку была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после исполнения ей 18 лет,т.е. после утраты статуса лица, оставшегося без попечения родителей, не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения. Достижение лицом, поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет, указанного возраста, основанием для отказа в предоставлении жилья являться не может, поскольку такая мера социальной поддержки, как внеочередное обеспечение жильем может считаться реализованной лишь после предоставления жилого помещения.
Довод кассационной жалобы о том, что поскольку Смолкина -Голионко И.В. и ее семья имеют в пользовании жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, следовательно, является незаконным решение суда об обязании ответчика предоставить им еще одно жилое помещение по договору социального найма, является ошибочным. В соответствии с жилищным законодательством, по договору социального найма лицо может занимать лишь одно жилое помещение. Вопрос о сохранении за Смолкиной-Голионко И.В. права пользования по договору социального найма жилым помещением по адресу **** может быть решен при исполнении решения от 14 марта 2011 года о предоставлении истице и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенного жилого помещения не менее 36 кв.м. общей площади, расположенного в черте г. Соликамска за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Администрации г. Соликамска Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.