Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Т.А. Истоминой, P.M. Карпович
при секретаре П.В. Тупицыной
с участием прокурора Н.А. Михалевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.05.2011 года в г. Кудымкаре Пермского края кассационную жалобу Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края) на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 года, которым постановлено:
Обязать Межрайонное территориальное управление ** Министерства социального развития Пермского края предоставить Захарову В.М. с 01.02.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветерану труда в размере и порядке, определенном законодательством.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края обязанности по предоставлению В.М. Захарову с 01.02.2010 года мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветерану труда в размере и порядке, определенном законом.
Требования мотивированы тем, что В.М. Захаров является педагогом, работавшим и проваживающим в сельской местности и ветераном труда. До 01.02. 2010 года пользовался мерами социальной поддержки, после в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда незаконно отказано.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва следует, что в соответствии с действующим региональным законодательством истцам могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию, либо как педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, либо как ветеранам труда. Форма предоставления мер социальной поддержки едина - ежемесячная денежная компенсация. Считает, что действиями ответчика права и законные интересы истца не затронуты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края с решением суда не согласен. Считает, что права и законные интересы В.М. Захарова не нарушены. Указывает, что в действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая право на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям. Меры социальной поддержки могут быть предоставлены только по одному основанию по выбору их получателя. Форма предоставления мер социальной поддержки одна -ежемесячная денежная компенсация. Считает, что отличие одной меры социальной поддержки от другой не в их объеме, а в их социальной направленности. Просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение прокурора Н.А. Михалевой, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что В.М. Захаров является ветераном труда, что подтверждается удостоверением (л.д. 9), а также педагогом, работавшим в сельской местности.
Как следует из письма МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края в адрес В.М. Захарова, он извещается о том, что в соответствии с действующим законодательством ему могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг либо как педагогу-пенсионеру, либо как ветерану труда, поскольку форма предоставления данных мер для указанных категорий одна - ежемесячная денежная компенсация.
Суд, удовлетворяя требования прокурора, пришел к выводу, что В.М. Захаров имея право на получение мер социальной поддержке по двум различным основаниям, вправе их получать и далее, поскольку меры социальной поддержке для обозначенных выше категорий граждан не идентичны, и замена предоставления мер социальных льгот в натуральной форме на денежную компенсацию не может являться основанием для лишения гражданина его права на получение мер социальной поддержки, которые ранее ему предоставлялись.
С указанными выводами суда, судебная коллегия полностью согласна, они должным образом мотивированы в решении суда и основаны на правильном толковании положений как федерального, так и регионального законодательства.
Оспаривая решение суда, ответчик утверждает, что истец имеют право пользоваться мерами социальной поддержки лишь по одному основанию.
С указанной позицией ответчика согласиться нельзя.
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки ветеранам труда предусмотрены ст. 13 ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ч.ч.1,3 ст. 13 ФЗ РФ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В настоящее время подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" от ЗОЛ 1.2004 года N1830-388 (в редакции Законов края N 516 от 16.11.2009 года и N 629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей. Если 50% фактических расходов ветерана превышает указанный размер ЕДК, гражданину гарантируется установление дополнительных мер соцподдержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде дополнительной ЕДК в 233 рубля (совокупный размер ЕДК в 650 рублей). Если и эта сумма не покрывает 50% расходов ветерана, устанавливается еще дополнительная ЕДК в 150 рублей и совокупный ЕДК может достигать 800 рублей (для одиноких ветеранов в целях компенсации 50 % расходов - 885 рублей или 1035 рублей).
Таким образом, указанная мера соцподдержки ветерана предусматривает компенсацию не более 50% его расходов на оплату жилья и указанных выше коммунальных услуг.
Согласно ФЗ РФ "Об образовании", Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг" N 1845-395 от 30.11.2004 года, закона Пермского края N136-ПК от 08.11.2007 года "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам" истцы, как члены семьи, педагогов, работавших в сельской местности, пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Согласно ст. 1 указанного Закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010 года действует Закон Пермского края "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" N 628-ПК от 01.06.2010 года, статьей 2 которого предусмотрено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ими ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2010 года N 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.
Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, приходит к выводу, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ЕДК в размере 417 рублей (или 650 рублей, или 800 руб. и т.д.), право на получение которой имеет истец как ветеран труда, не является той же мерой социальной поддержки, предоставляемой ему как педагогическому работнику-пенсионеру.
Суд верно отметил, что педагог-пенсионер имеет возможность получать ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения (наем, содержание и ремонт) и следующих коммунальных услуг: электроснабжение (в целях освещения и отопления жилого помещения), отопление (теплоснабжение), твердое топливо и газоснабжение (в целях отопления). При этом данные расходы компенсируются полностью.
Для ветеранов труда предусмотрены иные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение и т.д.), посредством ежемесячной компенсации расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере - 417 рублей (или иная сумма), которая компенсирует не более 50% фактических расходов гражданина.
Мера социальной поддержки, предоставляемая педагогическим работникам (в т.ч. пенсионерам), проживающим в сельской местности, не является той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, поскольку данные меры предусматривают различный объем компенсируемых коммунальных услуг, а значит и по разному защищают указанные категории граждан.
Данные меры социальной поддержки, хотя в обоих случаях предоставляются в виде денежных компенсаций, но идентичными не являются, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставлявшихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан.
Федеральным законом N 122-ФЗ 22.08.2004 года был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только безусловное сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
То есть, если граждане имели право и (или) получали меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству (в натуре ли, или в виде компенсации), в том числе по нескольким основаниям, то они не могут быть лишены этого уже признанного за ними и предоставленного им права только потому, что предоставление льгот в натуре заменяется на денежные компенсации.
Учитывая, что ранее истец пользовался мерами социальной поддержки как ветеран труда, оснований для отказа в предоставлении таких мер с 01.02.2010 года у ответчика не имелось, что суд правильно отметил в решении.
Ответчик в жалобе ссылается на невозможность предоставления истцу ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда, поскольку дробление ежемесячной денежной компенсации законодательством не предусмотрено. Данные доводы отмену решения суда не влекут, поскольку отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса не может служить основанием для лишения истца его права на получение мер социальной поддержки предусмотренных для данной категории лиц.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, нормы материального права истолкованы и применены судом первой инстанции верно.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 года по заявлению прокурора Верещагинского района о возложении на Межрайонное территориальное управление ** Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению мер социальной поддержки В.М. Захарову как ветерану труда - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.