Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Т.А. Истоминой, P.M. Карпович
при секретаре П.В. Тупицыной
с участием прокурора Н.А. Михалевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.05.2011 года в г. Кудымкар Пермского края кассационную жалобу Межрайонного территориального управления ** Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края) на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года, которым постановлено:
Обязать Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края предоставить Азановой Г.С. с 01.02.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжения) в денежной форме, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж в размере и порядке, определенном законодательством.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края по предоставлению Г.С. Азановой с 01.02.2010 года мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в размере и порядке, определенном законом.
Требования мотивированы тем, что Г.С. Азанова пользуется льготами как педагог, проживающий в сельской местности. До февраля 2010 года также пользовалась льготами как пенсионер с большим страховым стажем, после - в предоставлении данной льготы ей отказано. Между тем как педагог, проживающий в сельской местности, Г.С. Азанова пользуется льготами по бесплатному отоплению и освещению, а как пенсионер с большим страховым стажем имеет льготу на оплату 50% расходов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение).
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Истец в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика П. с заявленными требованиями не согласился. Из отзыва следует, что в соответствии с действующим региональным законодательством истцу могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию по его выбору. Форма предоставления мер социальной поддержки едина - ежемесячная денежная компенсация. Считает, что действиями ответчика права и законные интересы истца не затронуты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края с решением суда не согласно. Считает, что права и законные интересы истцов не нарушены. Указывает, что в действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая право на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям. Меры социальной поддержки могут быть предоставлены только по одному основанию по выбору их получателя. Форма предоставления мер социальной поддержки одна -ежемесячная денежная компенсация. Считает, что отличие одной меры социальной поддержки от другой не в их объеме, а в их социальной направленности. Просит отменить решение суда.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора Верещагинского района С.Н. Машьянова считает доводы жалобы необоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение прокурора Н.А. Михалевой, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что прокурором заявлены требования о возложении обязанности на МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края обязанности по предоставлению Г.С. Азановой мер социальной поддержки как пенсионеру с большим страховым стажем. В заявлении также указано, что Г.С. Азанова является педагогом и пользуется в связи с этим льготами по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Между тем из материалов дела следует, что Азанова Г.С. является членом семьи педагога - супруга Азанова В.Н., и в этой связи пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (в части отопления и освещения) в соответствии с законом Пермского края от 01.06.2010 года N 628-ПК "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". В частности ст. 2 данного закона предусмотрено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ими (и членами их семьи) ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2010 года N 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.
Помимо того, Азанова Г.С. является пенсионером с большим страховым стажем, что подтверждается удостоверением (л.д. Поборот).
Согласно Закону Пермской области от 02.10.2000 года N 1147-167 (ред. от 20.12.2010 года) "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" его положения распространяются на лиц, постоянно проживающих на территории Пермской области, получающих трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеющих страховой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин, но не имеющих права на получение аналогичных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Пермской области (далее пенсионеры, имеющие большой страховой стаж).
Согласно ст. 2 указанного закона, социальная поддержка пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, предусматривает осуществление системы мер, включающей:получение ежемесячной денежной выплаты;оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); 3) оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению).
Согласно п. 3 данной нормы меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей.
В случае, если 50% от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину гарантируется установление дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме дополнительной ежемесячной денежной компенсации.
Указанные меры социальной поддержки, были установлены с 01.01.2010 года в связи с принятием Закона Пермского края от 16.11.2009 N 516-ПК. Ранее данный закон предусматривал для данной категории лиц меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг посредством оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, то есть меры социальной поддержки предоставлялись в натуральной форме, и Азанова Г. А. пользовалась указанной льготой.
Анализируя положения указанного закона, и положения Закона Пермского края от 01.06.2010 года N 628-ПК "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", судебная коллегия приходит к выводу, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ЕДК в размере 417 рублей (или 650 рублей, или 800 руб. и т.д.), право на получение которой имеет истец как пенсионер с большим страховым стажем, не является той же (то есть аналогичной) мерой социальной поддержки, предоставляемой ей как члену семьи педагогического работника-пенсионера.
Суд верно отметил, что педагог-пенсионер имеет возможность получать ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения (наем, содержание и ремонт) и следующих коммунальных услуг: электроснабжение (в целях освещения и отопления жилого помещения), отопление (теплоснабжение), твердое топливо и газоснабжение (в целях отопления). При этом данные расходы компенсируются полностью.
Для пенсионеров с большим страховым стажем труда предусмотрены иные меры социальной поддержки - посредством ежемесячной компенсации расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере - 417 рублей (или иная сумма), которая компенсирует не более 50% фактических расходов гражданина.
Меры социальной поддержки, которыми пользуется Г.С. Азанова как член семьи педагога-пенсионера, проживающего в сельской местности, не является той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, поскольку данные меры предусматривают различный объем компенсируемых коммунальных услуг, а значит и по разному защищают указанные категории граждан, что говорит о разной социальной направленности данных мер.
Данные меры социальной поддержки, хотя в обоих случаях предоставляются в виде денежных компенсаций, но идентичными не являются, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставлявшихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан.
Федеральным законом N 122-ФЗ 22.08.2004 года был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только безусловное сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
То есть, если граждане имели право и (или) получали меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству (в натуре ли, или в виде компенсации), в том числе по нескольким основаниям, то они не могут быть лишены этого уже признанного за ними и предоставленного им права только потому, что предоставление льгот в натуре заменяется на денежные компенсации.
Учитывая, что ранее Г.С. Азанова как пенсионер с большим страховым стажем, пользовалась мерами социальной поддержки, оснований для отказа в предоставлении таких мер с 01.02.2010 года у ответчика не имелось.
Ответчик в жалобе ссылается на невозможность предоставления истцу ежемесячной денежной компенсации как лицу, имеющему большой страховой стаж, поскольку дробление ежемесячной денежной компенсации законодательством не предусмотрено. Данные доводы отмену решения суда не влекут, поскольку отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса не может служить основанием для лишения истца его права на получение мер социальной поддержки предусмотренных для данной категории лиц.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года по заявлению прокурора Верещагинского района о возложении на Межрайонное территориальное управление ** Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению мер социальной поддержки Г.С. Азановой, как пенсионеру с большим страховым стажем - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.