Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Веретновой О.А., Треногиной Н.Г. при секретаре Конышеве А.В.
рассмотрела 18 мая 2011 г. в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Котович Г.Э. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 11 марта 2011 г., которым признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР по Индустриальному району г. Перми N 24/2 от 29.06.2010 г. в части отказа во включении в специальный стаж период работы с 02.10.1981 г. по 30.10.1981 г. в должности воспитателя детского комбината N 566 с возложением обязанности на ответчика включить данный период в стаж педагогической деятельности, в остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение Котович Г.Э., представителя третьих лиц М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котович Г.Э. обратилась с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми о признании незаконным решения комиссии по рассмотрении вопросов по реализации пенсионных прав граждан N 24/2 от 29.06.2010 г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, включении в специальный стаж периодов работы с 01.09.1981 г. по 14.09.1981 г. в должности ** Нижнекамского ****, с 02.10.1981 г. по 30.10.1981 в должности ** N 566, с 04.05.2005 г. по 31.03.2010 г. в должности ** МОУДОД " ***, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Котович Г.Э. просит отменить решение в той части требований, в удовлетворении которых отказано, считая, что выводы суда противоречат нормам национального законодательства и нормам международного права, поскольку не учтено, что, работая в период с 01.11.1999 г. по 01.01.2001 г. в общеобразовательном учреждении, она вела преподавательскую деятельность по программам дополнительного образования, должность ** отнесена к преподавательской в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данным Списком должность концертмейстера не предусмотрена.
Спорный период времени работы истца в должности концертмейстера относится к действию Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". В нем также отсутствует указание на досрочное пенсионное обеспечение лиц, занимающих в образовательных учреждениях для детей должность концертмейстера и возможность принятия к зачету данного стажа в педагогическую деятельность.
Ссылки истца в жалобе на нормативные акты Министерства просвещения СССР судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные нормативно-правовые акты регламентируют порядок предоставления отпусков работникам образовательных учреждений и подсчета их стажа для начисления заработной платы и не распространяются на правоотношения в области пенсионного обеспечения.
Доводы кассационной жалобы относительно установления тождества выполняемых истицей функций, условий и характера ее деятельности в должности "преподавателя общеобразовательного учреждения" и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования во внимание не принимаются.
Право общеобразовательного учреждения реализовывать дополнительные образовательные программы предусмотрено Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении (утв-х Постановлениями Правительства РФ от 31.08.1994 N 1008 и от 19.03.2001 N 196).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для педагогических работников льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не любой работой в общеобразовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности. Полномочия по определению какого рода профессиональная деятельность дает право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости предоставлены Правительству РФ.
Разделом 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должность педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении права на досрочную трудовую пенсию по старости не предусматривает.
Пенсионное законодательство не предусматривает конвертации стажа по должностям предусмотренных разделами 1 и 2 Списка от 29.10.2002 г. N 781. Назначение досрочной трудовой пенсии по старости педагогу дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей допускается согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при соблюдении одновременно двух условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
С учетом установленных обстоятельств осуществления истцом педагогической деятельности соблюдения этих двух условий не установлено.
Доводы истца о нарушении судом первой инстанции норм национального законодательства и норм международного права являются ошибочными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 11 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Котович Г.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.