Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Т.А. Истоминой, P.M. Карпович
при секретаре П.В. Тупицыной
с участием прокурора Н.А. Михалевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 10.05.2011 года в г. Кудымкаре Пермского края кассационную жалобу Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края) на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 06.04.2011 года, которым постановлено:
Обязать Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края предоставить Азанову В.Н., Главатских А.А., Дюжок В.Г., Захаровой Т.А., Куриловой Л.А., Неволину В.Г., Старковой Л.И., Сятчихиной А.А. с 01.01.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветеранам труда, в размере и порядке, определенном законодательством. Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края обязанности по предоставлению В.Н. Азанову, А.А. Главатских, В.Г. Дюжок, Т.А. Захаровой, Л.А. Куриловой, В.Е. Неволину, Л.И. Старковой и Т.Г. Сятчихиной с 01.02.2010 г. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветеранам труда в размере и порядке, определенном законом.
Требования мотивированы тем, что указанные граждане являются педагогами с большим стажем, работавшими и проживающими в сельской местности, и в этой связи пользующимися мерами социальной поддержки. Помимо того, они являются ветеранами труда и до 01.02.2010 года пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными для ветеранов труда, после, в предоставлении которых незаконно отказано.
В судебном заседании стороны не участвовали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из отзыва представителя МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края П. следует, что в соответствии с действующим региональным законодательством меры социальной поддержке при наличии нескольких оснований их получения, могут предоставлять лишь по одному по выбору получателя. Форма предоставления мер социальной поддержки едина - ежемесячная денежная компенсация. Считает, что действиями ответчика права и законные интересы заявителей не затронуты. Обращает внимание на то, что Главатских А.А., Дюжок В.Г., Захарова Т.А. ветеранами труда не являются. В удовлетворении требований прокурору просил отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края с решением суда не согласно. Считает, что права и законные интересы заявителей не нарушены. Указывает, что в действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая право на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям. Меры социальной поддержки могут быть предоставлены только по одному основанию по выбору их получателя. Форма предоставления мер социальной поддержки одна- ежемесячная денежная компенсация. Считает, что отличие одной меры социальной поддержки от другой не в их объеме, а в их социальной направленности. Главатских А.А., Дюжок В.Г., Захарова Т.А. ветеранами труда не являются. Просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Н.А. Михалевой, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с нарушением норм процессуального права.
Судом правильно установлено, что В.Н. Азанова, А.А. Главатских, В.Г. Дюжок, Т.А. Захарова, Л.А. Курилова, В.Е. Неволин, Л.И. Старкова и Т.Г. Сятчихина являются педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и в этой связи им в настоящее время предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Пермского края N628-ПК от 01.06.2010 г. "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
Из материалов дела следует, что заявители В.Н. Азанова, Л.А. Курилова, В.Е. Неволин, Л.И. Старкова и Т.Г. Сятчихина являются ветеранами труда, а заявители А.А. Главатских, В.Г. Дюжок, Т.А. Захарова - пенсионерами с большим трудовым стажем. Указанные граждане пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренных для указанных категорий граждан, до 01.02.2010 года, что не отрицает МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края.
Ответчик утверждает, что истцы имеют право пользоваться мерами социальной поддержки лишь по одному основанию либо как педагоги либо как ветераны труда (пенсионеры с большим страховым стажем), с чем судебная коллегия не может согласиться.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 55 Конституции РФ гарантирует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До 17 июня 2010 года меры социальной поддержки педагогическим работникам, к коим относятся заявителя по настоящему делу, предусматривались законом Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг" N 1845-395 от 30.11.2004 года, законом Пермского края N136-ПК от 08.11.2007 года "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, граждане данной категории, пользовались правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. Юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, возмещались расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010 года действует Закон Пермского края N 628-ПК от 01.06.2010 года "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", статьей 2 которого предусмотрено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ими ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2010 года N 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.
Меры социальной поддержки ветеранам труда предусмотрены ст. 13 ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ч.ч.1,3 ст. 13 ФЗ РФ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В настоящее время подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" от 30.11.2004 года N1830-388 (в редакции Законов края N 516 от 16.11.2009 года и N629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей. Если 50% фактических расходов ветерана превышает указанный размер ЕДК, гражданину гарантируется установление дополнительных мер соцподдержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде дополнительной ЕДК в 233 рубля (совокупный размер ЕДК в 650 рублей). Если и эта сумма не покрывает 50% расходов ветерана, устанавливается еще дополнительная ЕДК в 150 рублей и совокупный ЕДК может достигать 800 рублей (для одиноких ветеранов в целях компенсации 50 % расходов - 885 рублей или 1035 рублей).
Таким образом, указанная мера соцподдержки ветерана предусматривает компенсацию не более 50% его расходов на оплату жилья и указанных выше коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки пенсионерам с большим страховым стажем, предусмотрены в настоящее время законом Пермской области от 02.10.2000 года N1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж".
Согласно указанному закону его положения распространяются на лиц, постоянно проживающих на территории Пермской области, получающих трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеющих страховой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин, но не имеющих права на получение аналогичных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Пермской области (далее пенсионеры, имеющие большой страховой стаж).
При этом социальная поддержка включает в себя осуществление системы мер, в частности: получение ежемесячной денежной выплаты; оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению).
Согласно п. 3 ст. 2 данного закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей. В случае, если 50% от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину гарантируется установление дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме дополнительной ежемесячной денежной компенсации (в сумме 233 рубля). Совокупный размер ЕДК составляет 650 рублей.
Необходимо отметить, что меры социальной поддержки для ветеранов труда и пенсионеров с большим страховым стажем предоставляются в соответствии с вышеприведенным законодательством с 1 января 2010 года, до указанного времени меры социальной поддержки для этих категорий граждан были предусмотрены в так называемой натуральной форме, то есть предполагали оплату 50 % коммунальных услуг в пределах нормативов потребления услуг.
Судебная коллегия, анализируя вышеприведенное законодательство в целом, приходит к выводу, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ЕДК предусмотренные для ветеранов труда и для пенсионеров с большим страховым стажем, не являются теми же мерами социальной поддержки, предоставляемыми педагогическим работникам.
Суд верно отметил, что педагог-пенсионер имеет возможность получать ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения (наем, содержание и ремонт) и следующих коммунальных услуг: электроснабжение (в целях освещения и отопления жилого помещения), отопление (теплоснабжение), твердое топливо и газоснабжение (в целях отопления). При этом данные расходы компенсируются полностью.
Для ветеранов труда и пенсионеров с большим страховым стажем, предусмотрены иные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение и т.д.), посредством ежемесячной компенсации расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере -417 рублей (или иная сумма), которая компенсирует не более 50% фактических расходов гражданина.
Данные меры социальной поддержки, хотя и предоставляются в виде денежных компенсаций, но не являются идентичными, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставлявшихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан.
Федеральным законом N 122-ФЗ 22.08.2004 года был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только безусловное сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
То есть, если граждане имели право и (или) получали меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству (в натуре ли, или в виде компенсации), в том числе по нескольким основаниям, то они не могут быть лишены этого уже признанного за ними и предоставленного им права только потому, что предоставление льгот в натуре заменяется на денежные компенсации.
Учитывая, что ранее заявители пользовались мерами социальной поддержки как ветераны труда (пенсионеры с большим страховым стажем), оснований для отказа в предоставлении таких мер с 01.02.2010 года у ответчика не имелось, что суд правильно отметил в решении.
Ответчик в жалобе ссылается на невозможность предоставления истцу ежемесячной денежной компенсации как ветеранам труда (пенсионерам с большим страховым стажем), поскольку дробление ежемесячной денежной компенсации законодательством не предусмотрено. Суд правильно отметил, что данное обстоятельство не может служить основанием для лишения заявителей их права на получение мер социальной поддержки предусмотренных для обозначенных категории лиц.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, поскольку трое из восьми заявителей - А.А. Главатских, В.Г. Дюжок, Т.А. Захарова -являются пенсионерами с большим страховым стажем, соответственно на МТУ N ** Минсоцазвития Пермского края судом неправомерно возложена обязанность предоставления мер социальной поддержки указанным лицам, предусмотренных для ветеранов труда.
Ввиду того, что указанные лица обратились в суд за защитой своих прав в порядке главы 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ, и, руководствуясь ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным возложить на МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края обязанность предоставления данным лицам, как пенсионерам с большим страховым стажем, мер социальной поддержки, предусмотренных для данной категории граждан с 01.02.2010 года, поскольку в силу вышеизложенного их требования являются законными и обоснованными.
Решение суда подлежит изменению и в части возложения обязанности на МТУ N ** Минсоцазвития Пермского края предоставления мер социальной поддержки В.Н. Азанову, Л.А. Куриловой, В.Е. Неволину, Л.И. Старковой и Т.Г. Сятчихиной как ветеранам труда с 01.01.2010 года, поскольку сами заявители, и прокурор в заявлении требовали данную обязанность возложить с 01.02.2010 года.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 06.04.2011 года изменить:
Обязать Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края предоставить Азанову В.Н., Куриловой Л.А., Неволину В.Г., Старковой Л.И., Сятчихиной А.А. с 01.02.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветеранам труда, в размере и порядке, определенном законодательством.
Обязать Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края предоставить Главатских А.А., Дюжок В.Г., Захаровой Т.А., с 01.02.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, в размере и порядке, определенном законодательством.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.