Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Балуевой Н.А.
Судей Сергеева В.А, Нечаевой Н.А.
При секретаре Шейко Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 18 мая 2011 года дело по кассационным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федерального государственного учреждения " ***" на решение Соликамского городского суда Пермского края от 11 января 2011 года, которым постановлено:
Заявление Ивановой О.В. о признании незаконными решения федерального государственного учреждения " ***", бездействия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, действий федерального государственного учреждения " ***", возложении обязанности на федеральное государственное учреждение " ***" устранить техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка признать обоснованными и удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонного отдела N ** Федерального государственного учреждения " ***" от 23 ноября 2010 года N 5910/10-518 "Об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН".
Признать незаконным бездействие Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, выражающееся в не исправлении вышеуказанной технической ошибки.
Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере 7 146 612,9 рубля и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 146,13 рубля по состоянию на 01.01.2008г. и на последующий период времени с момента их совершения.
Признать незаконными действия федерального государственного учреждения " ***" по внесению информации об этих кадастровой стоимости и УПКС по состоянию на 01.01.2008г. в Единый государственный реестр земель 13 января 2008 года.
Возложить обязанность на федеральное государственное учреждение " ***" учреждение устранить вышеназванную техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости, обязав учреждение исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере 7 146 612,9 рубля и удельною показателя кадастровой стоимости в размере 2 146,13 рубля по состоянию на 01.01.2008г., и указать, что в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2008г. и в последующий период времени сведения о кадастровой стоимости и значении УПКС в отношении земельного участка с кадастровым номером ** отсутствуют.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, пояснения представителя Ивановой О.В. С., представителя ФГУ " *** по Пермскому краю С., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии М., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова О. В. обратилась в суд с заявлением, просит признать незаконным решение Федерального государственного учреждения " ***" от 23 ноября 2010 года N 5910/10-518 "Об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН", признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Пермскому краю, выражающееся в не исправлении данной технической ошибки, признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Пермскому краю по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере 7 146612,9 рубля и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) в размере 2 146,13 рубля по состоянию на 01.01.2008г. и на последующий период времени с момента их совершения, признать незаконными действия учреждения по внесению информации о кадастровой стоимости и УПКС по состоянию на 01.01.2008г. в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) 13 января 2008 года, обязать учреждение устранить техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости, обязать Учреждение исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере 7 146 612,9 рубля и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 146,13 рубля по состоянию на 01.01.2008г., указать, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) по состоянию на 01.01.2008г. и в последующий период времени сведения о кадастровой стоимости и значении УПКС в отношении земельного участка с кадастровым номером ** отсутствуют.
В обоснование заявления указала, что при расчете кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка применён УПКС по виду разрешённого использования - "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса" и кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, в то время как на земельном участке размещена гостиница, и он не является вновь образованным. Полагает, что при совершении данных действий органом кадастрового учета, в то время Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю, и подведомственным ему учреждением была допущена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, которую неправомерно отказывается признать и исправить Учреждение и Управление Росреестра по Пермскому краю.
Заявитель в суд не явилась, извещалась. Представитель Ивановой О. В. требования поддержал.
Представитель Федерального государственного учреждения " ***" заявленные требования не признала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю просит решение суда отменить. Указало, что на территории Пермского края государственная кадастровая оценка земель проводилась на основании Указа Губернатора Пермского края от 23 июня 2006 года N 110 "О кадастровой оценке земель". С 1 января 2008 года кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2007 года N 280-п. Таким образом, выводы суда о необходимости применения Методических указаний по проведению ГКОЗ населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39 не соответствуют действительности. Оспариваемые заявителем действия не подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Управление Росреестра не совершало действий, направленных на установление кадастровой стоимости земельного участка и на утверждение данной стоимости. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2007 ода, которое заявителем в установленном законом порядке оспорено не было. В решении отсутствуют выводы суда о пропуске заявителем срока для обращения в суд с заявлением.
В кассационной жалобе Федеральное государственное учреждение " ***" просит решение суда отменить, поскольку привлечение Федерального государственного учреждения " ***" по данному делу в качестве заинтересованного лица не соответствует обстоятельствам дела. Суд не учел, что заинтересованные лица по данному делу не принимали решения об утверждении удельного показания кадастровой стоимости земельных участков. По делу отсутствуют противоречия между сведениями ГКН и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела, на основании которых сведения вносились в ГКН. Учреждением не были совершены опечатки, описки, грамматические и арифметические ошибки.
В возражениях Иванова О.В. просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проанализировав доводы кассационных жалоб, находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права / п.4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ/.
В соответствии с п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земли, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что заявительница с 17.01.2008г. является собственником доли земельного участка, площадью 3 330 кв.м., кадастровый номер **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания одноэтажного нежилого здания (гостиницы), расположенного по адресу: ****.
Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка были внесены 20.11.2007 года на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале **, утвержденного руководителем Соликамского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Пермскому краю. Удельный показатель был применен по виду разрешенного использования - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными станциями и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса. Кадастровая стоимость вышеуказанного участка была определена в сумму 1 573 524,90 руб.
На основании постановления Правительства Пермского края от 16.11.2007 года N 280-П с 1 января 2008 года была изменена кадастровая стоимость земель населенных пунктов Пермского края. С указанного времени кадастровая стоимость земельного участка по адресу **** площадью 3330 кв.м. составила 7 146 612р. 90 коп.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок определения кадастровой стоимости спорного земельного участка был нарушен, в связи с чем, содержащийся в ГКН показатель кадастровой стоимости данного земельного участка ошибочен.
Указанный вывод суда нельзя признать должным образом мотивированным, основанным на правильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2007 года N 280-П была утверждена кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов муниципальных образований Пермского края / за исключением земель Пермского городского округа, земель населенных пунктов Пермского муниципального района и муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края/.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 года, для земельного участка истицы, расположенного в кадастровом квартале с номером **, удельный показатель кадастровой стоимости составил 2 146,13 руб.
Заявляя требования, Иванова О.В. фактически полагает незаконным определение функционального использования ее земельного участка как "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных станций, предприятий автосервиса".
Однако, определение вида функционального использования принадлежащего заявителю земельного участка как "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных станций, предприятий автосервиса" было утверждено постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2007 года N 280-п, которое в настоящее время недействительным не признано.
Таким образом, исходя из того, что в установленном законом порядке вид функционального использования земельного участка Ивановой О.В. определен как "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных станций, предприятий автосервиса" с установлением удельного показателя кадастровой стоимости 2 146,13 р, судебная коллегия полагает, что довод заявителя о наличии технической ошибки в указании кадастровой стоимости спорного земельного участка 7 146 612,90р. и удельного показателя кадастровой стоимости 2 146,13 р. по состоянию на 1 января 2008 года не является обоснованным, поскольку данные показатели утверждены постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 года N 280-п, недействительным в настоящее время не признанным.
Судебная коллегия учитывает, что заявителем не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие то обстоятельство, что отнесением ее земельного участка к виду функционального использования "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных станций, предприятий автосервиса", указанием кадастровой стоимости спорного земельного участка 7 146 612,90р. и удельного показателя кадастровой стоимости 2 146,13 р. нарушены ее права.
При рассмотрении судом первой инстанции требований Ивановой О. В, заинтересованным лицом было заявлено о пропуске заявителем срока для обращения в суд данными требованиями, /л.д.144/.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка 7 146 612,90р. и удельный показатель его кадастровой стоимости 2 146,13 р. определены на 1 января 2008 года. В соответствии с п.2 постановления Правительства Пермского края от 16.11.2007 года N 280-п, кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Иванова О.В, в силу 34 СК РФ, является сособственником спорного земельного участка с января 2008 года. Проживая с И. в период с января 2008 года по 7 ноября 2010 года одной семьей, имея с ним общий бюджет, заявитель знала о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу : ****, 7 146 612,90р, поскольку исходя из указанной стоимости спорного земельного участка Ивановы были обязаны уплачивать налог. Таким образом, обратившись с требованиями о признании незаконным бездействия, выражающегося в не исправлении технической ошибки, признании незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере 7 146 612,9 рубля и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 146,13 рубля по состоянию на 01.01.2008г., признании незаконными действий по внесению информации о кадастровой стоимости и УПКС по состоянию на 01.01.2008г. в Единый государственный реестр земель 13 января 2008 года, возложении обязанности устранить вышеназванную техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости лишь в декабре 2010 года, заявитель пропустила срок, установленный ст. 256 ГП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суд нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку по делу не требуется выяснение новых обстоятельств, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение об отказе Ивановой О.В. в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 11 января 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Ивановой О.В. в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.