Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Няшина В.А. судей Мезениной М.В., Лаврентьева В.Ю. при секретаре Роговой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 мая 2011 года дело по кассационному представлению Чайковского городского прокурора на решение Чайковского городского суда Пермского края от 30 марта 2011 года, которым постановлено - Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальное унитарное предприятие " ***" прекратить эксплуатацию полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, в границах существовавших ранее земельных участков с кадастровыми номерами **. Установить срок исполнения обязательств - до 2015 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Няшина В.А., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., представителя ответчика Администрации Чайковского муниципального района В., представителя ответчика МУП " ***" Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чайковский городской прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальному унитарному предприятию " ***" о возложении обязанностей по организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края на земельном участке, отвечающем требованиям закона, предъявляемым к такой деятельности, силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию и (или) захоронению отходов не менее 3 класса опасности, прекращении эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, с установлением срока исполнения обязательств 1 год, указывая, что на органы местного самоуправления муниципальных районов возложены обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района не организована. Конечным пунктом цикла деятельности по обращению с отходами является их захоронение. Единственным определенным местом захоронения отходов на территории Чайковского муниципального района является полигон для твердых бытовых отходов, расположенный с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского в границах существовавших ранее земельных участков, в настоящее время снятых с кадастрового учета. Организацией, эксплуатирующей полигон ТБО в г.Чайковском, является МУП " ***". В соответствии с ч.5 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается. Действующий полигон ТБО г.Чайковского расположен в границах населенного пункта г.Чайковский. При эксплуатации полигона ТБО допускаются нарушения санитарных норм и правил, за что юридическое лицо и директор привлечены к административной ответственности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в кассационном представлении прокурор, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационном представлении.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями ст. 11 Федерального Закона N7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды". Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлен тот факт, что размещение отходов на указанном выше полигоне ТБО осуществляется на территории городского поселения, в нарушение положений указанной правовой нормы, согласно которой, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью..., а также положений п. 5 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления". Указанное обстоятельство является безусловным основанием для прекращения эксплуатации полигона ТБО на территории городского поселения.
Суд обоснованно исходил из того, что нахождение полигона ТБО в границах городского поселения, размещение отходов в виде их хранения и захоронения, запрещается действующим законодательством. С учетом этого, суд возложил на Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальное унитарное предприятие " ***" обязанность по прекращению эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, в границах существовавших ранее земельных участков с кадастровыми номерами **.
Совокупности собранных по данному делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам, судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы. Указанный выводы суда прокурором фактически не оспариваются, хотя он и просит об отмене решения, об удовлетворении предъявленного им иска, в полном объеме.
Прокурор оспаривает вывод суда об установлении срока исполнения решения о закрытии полигона в срок до 2015 года, настаивая на том, что для решения этого вопроса вполне достаточно одного года.
Решая вопрос об установлении срока исполнения вынесенного им решения, суд учитывал то обстоятельство, что прокурор просил установить срок исполнения обязательств - 1 год, но конкретными расчетами и доказательствами реальность этого срока не подтвердил. Ответчики, возражая против такого срока, также не указали, в какой предельно допустимый срок они могут устранить нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Этот вопрос был решен судом по своему усмотрению. При решении указанного вопроса суд учитывал следующие существенные обстоятельства.
Суд учитывал то обстоятельство, что проектом мониторинга влияния городской свалки твердых бытовых отходов г. Чайковского на окружающую среду, разработанным ОАО " ***" в 2002 году, установлено, что существует принципиальная возможность продолжения эксплуатации объекта в течение 15 лет при условии его реконструкции и обустройства по нормативам полигонов ТБО для обеспечения требований экологической безопасности. Кроме того, суд учитывал то обстоятельство, что согласно долгосрочной целевой программе "Обращение с отходами потребления не территории Пермского края на 2011-2015 годы", участниками которой являются органы местного самоуправления г.Чайковского, планируется ввод в эксплуатацию 1 очереди полигона ТБО в г.Чайковском к концу срока реализации программы. Все свалки, не отвечающие нормативным требованиям, должны быть закрыты и рекультивированы до 2017 года. С учетом изложенных обстоятельств, суд установил срок для исполнения названных обязательств до 2015 года, поскольку к указанному сроку планируется открытие первой очереди нового полигона ТБО и прекращение деятельности существующего полигона ТБО не повлечет негативных последствий.
Ссылка прокурора на то, что у суда не имелось законных оснований для учета указанных выше обстоятельств, не влечет необходимость отмены решения суда.
Действительно, проект мониторинга влияния городской свалки ТБО г. Чайковского на окружающую среду от 2002 г., разработанный ОАО " ***", на который ссылался суд, не прошел государственную экологическую экспертизу, которая, должна сделать заключение о возможности или невозможности реализации, данного проекта. Однако, но это обстоятельство, само по себе, не свидетельствует о недостоверности сведений, изложенных в указанном проекте. Ранее, при вынесении Чайковским городским судом решения от 05.04.2004 г. по иску Пермской природоохранной прокуратуры, копия которого имеется в деле, суд уже давал оценку указанному проекту как одному из доказательств по делу.
Долгосрочная целевая программа "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2010 - 2015 годы", на которую сослался суд, действительно, еще не утверждена в установленном законом порядке и фактически является лишь проектом нормативного правового акта. Однако, как явствует из представленных ответчиками к отзывам на представление документов, работа по принятию указанной программы ведется.
Очевидно, что проект мониторинга и проект указанной программы учитывались судом, при определении срока исполнения решения, наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для решения этого вопроса, при отсутствии каких - либо иных жестких критериев, определяющих временные рамки решения вопроса о закрытии старого и начале эксплуатации нового полигона.
Заслуживают внимания возражения ответчиков о том, что вопрос о возможности вывоза отходов производства и потребления, на полигон ТБО г.Воткинска в настоящее время не проработан. Не просчитаны экономические и экологические последствия утилизации отходов Чайковского муниципального района на полигоне ТБО в г.Воткинск, не выяснены вопросы соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации данного полигона. Кроме того, отсутствует гарантия того, что хозяйствующие субъекты,, расположенные на территории Чайковского муниципального района, в связи с вероятным изменением стоимости тарифа на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, будут вывозить отходы на полигон ТБО г.Воткинска. Указанные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что имеется реальная возможность использования в обозримом будущем (в пределах годичного срока) полигона ТБО г.Воткинска, расположенного на территории иного субъекта федерации, на что указывает в кассационном представлении прокурор.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, кассационное представление не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационное представление Чайковского городского прокурора на решение Чайковского городского суда Пермского края от 30 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.