Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : председательствующего Бузмаковой О.В. судей Ворониной Е.И., Валуевой Л.Б. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 мая 2011 года дело по кассационной жалобе администрации города Перми на заочное решение Ленинского районного суда г.Перми от 01 апреля 2011 года, которым постановлено:
Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Лыскову Э.В. на основании договора социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми общей площадью не менее 15 кв. метров.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения истца Лыскова Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысков Э.В. обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью (без учета площади балкона, лоджий, веранд, террас) не менее 15 кв. м.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в отделе милиции N 5, дислокация в Орджоникидзевском районе г.Перми, в должности участкового уполномоченного милиции с 01.09.2003г., является нуждающимся в жилом помещении, т.к. зарегистрирован и проживает в квартире площадью 30,9 кв.м., которая принадлежит матери, ее мужу и брату истца, которые также проживают в данной квартире. Какого-либо жилья на праве собственности истец не имеет, следовательно, на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м. учетной нормы жилой площади. Истец полагает, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции", ст. 49 Жилищного кодекса РФ администрацией г.Перми ему должно быть предоставлено жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, т.к. он работает в должности участкового уполномоченного более 6 месяцев, жильем не обеспечен, является нуждающимся в жилом помещении, однако, ответчик его жильем не обеспечивает, чем нарушает его конституционные права, в связи с чем, истец вынужден обратиться за защитой своих прав в суд.
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика в суд не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в кассационной жалобе администрации города Перми. В обоснование жалобы указывается на то, что в связи со вступлением в действие ФЗ "О полиции" администрация города Перми не является надлежащим ответчиком по делу, при этом приведены ссылки на ст.ст.44, 47 ФЗ " О полиции", указывается на то, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц является расходным обязательством Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, (п. 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лысков Э.В. с 09.10.2000г. и по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, с 30.08.2003г. - в должности участкового уполномоченного милиции ( за счет средств местного бюджета) отдела участковых уполномоченных милиции отдела N 5 (дислокация в Орджоникидзевском районе г. Перми) УВД по г.Перми. С 14.02.2005г. истец зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 30,9 кв.м., жилой площадью 18,3 кв.м., расположенной по адресу: ****.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Лыскова Э.В. и возлагая на администрацию г. Перми обязанность по предоставлению истцу отдельной благоустроенной квартиры суд исходил из того, что истец является нуждающимся в жилом помещении, так как жильем по установленной норме не обеспечен, поскольку зарегистрирован и проживает в квартире по ****, принадлежащей на праве собственности его матери и отчиму. При этом суд сослался на положения ст. 30 Закона РФ "О милиции".
Судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на администрацию г.Перми по следующим основаниям.
Согласно п.З ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 года N 1026 - 1, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями на условиях социального найма было предусмотрено действующим до 01.03.2011 года специальным законом
Вместе с тем, указанный закон утратил силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Федерального Закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии со ст.44 ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
В силу ст.56 Закона действие положений статей 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
В связи с введением ФЗ " О полиции" изменилось правовое регламентирование вопроса обеспечения сотрудника полиции жилым помещением.
Статья 44 Закона предусматривает обеспечение сотрудника полиции только служебным жилым помещением за счет федерального бюджета через систему государственных органов, а не органов местного самоуправления.
Согласно ст.47 закона финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
С учетом того, что в настоящее время отсутствует закрепленная на законодательном уровне обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями на условиях социального найма, исковые требования о возложении на администрацию города Перми такой обязанности не могли быть удовлетворены.
Кроме того, исходя из системного толкования положений ст.49 Жилищного кодекса РФ и ст. 30 Закона РФ "О милиции" в их совокупности следует, что обеспечение сотрудника органов внутренних дел жилым помещением было связано с фактом его нуждаемости в жилом помещении.
В материалах настоящего гражданского дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что Лысков Э.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке на момент действия Закона РФ " о милиции".
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости руководствоваться положениями Закона РФ "О милиции", поскольку вопрос о наличии у истца права на получение жилого помещения решался судом именно при вынесении настоящего решения, и суд должен был руководствоваться законодательством, действующим на момент принятия решения.
Таким образом, поскольку на момент принятия судом решения администрация г.Перми не являлась тем органом, на который действующим законом возложена обязанность по предоставлению сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений, и, соответственно, являлась ненадлежащим ответчиком, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку судом допущено неправильное применение норм материального права, установления каких-либо новых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ленинского районного суда г.Перми от 01 апреля 2011 года отменить. Принять по делу новое решение об отказе в иске Лыскову Э.В. к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ему по договору социального найма жилое помещение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.